А учить-то некому...
В Атырауской области остро стоит проблема местных педагогов
Только отгремели выпускные вечера в школах, ссузах и вузах, а впереди уже маячит новый учебный год. И вновь надо будет решать ставшую уже хронической задачу нехватки педагогических кадров в школах и колледжах нефтяной столицы, несмотря на повсеместное повышение зарплат учителям - не идут молодые специалисты сеять разумное, доброе, вечное. А из тех, кто идет, немало... “многостаночников”. В общем, целый клубок запутанных проблем...
По информации проректора Атырауского университета им. Х. Досмухамедова Асхата ЧУКУРОВА, в минувшем учебном году из аудиторий вуза вышли 104 новоиспеченных педагога, обучавшихся по госгранту (в предыдущем году - 94), еще 125 педагогов окончили вуз по программе “Серпін-2050: Мѕњгілік ел жастары - индустрияѓа” (73 соответственно). По гранту акима области обучились педагогическим специальностям 110 человек (годом ранее 140) и еще 11 - по сельской квоте. Получается, в этом году дипломы учителей в упомянутом вузе получили порядка 350 человек.
Всего же в Атырауской области, по данным Министерства просвещения, сегодня не хватает более 600 педагогов, причем больше всего требуются русоведы, учителя математики, английского языка и преподаватели начальных классов. То есть где искать еще 300?
Директор Атырауского колледжа бизнеса и права, член регионального совета образования и науки Нурлы АЙТИЕВА пребывает в растерянности:
- Недавно сходила на ярмарку вакансий в кузницу местных педагогических кадров - Атырауский университет. Мне нужны физики, химики, математики и преподаватели русского языка в казахских группах. Набрала на ярмарке резюме (надо признать, выбор был). Молодые специалисты пообещали прийти к нам. Но через некоторое время “открестились”: нет, говорят, мы не пойдем преподавать - ни в колледж, ни в школу...
По словам ее коллеги - учителя начальных классов средней школы с 15-летним стажем Светланы ЕСЕНКЫЗЫ, ситуация с кадрами не меняется уже долгие годы.
- Вместе со мной университет по нашей специальности окончили 12 педагогов, в школы пошли шесть человек, а по прошествии некоторого времени нас осталось лишь трое. О чем это говорит? О том, что обучение по специальности “педагог” доступное, конкурс маленький, вот и поступают все подряд. С другой стороны, молодые люди боятся этой профессии. Учитель - это как пожарный, как врач. Большая ответственность! - оригинально рассуждает учитель.
Впрочем, в последнее время ситуация меняется, с повышением зарплат профессия учителя становится привлекательной, но у медали, как известно, две стороны.
- Я вот что замечаю: атырауские педагоги в двух-трех местах работают, - продолжает Айтиева. - Потому что сегодня зарплата у педагогов хо-ро-ша-я! Но такое рассредоточение - это неправильно, это не прибавляет качества работе.
Однако такой конвейер выручает, потому что с каждым годом учителей требуется все больше и больше. Исполняющая обязанности руководителя областного управления образования Айнагуль ДЮСЕКЕНОВА говорит, что в Атырау до 2025 года запланировано построить 48 школ!
- В этом году по поручению президента страны нашей области выделено 4000 образовательных грантов, из которых только 880 - на педагогические специальности (остальные - на технические с учетом кадровой нехватки специалистов в регионе), - сообщила Дюсекенова на пресс-брифинге.
Но на выделенные гранты молодые атыраучане выучатся и пойдут работать в школы только через четыре года. Что же делать сейчас?
- В нашем регионе реализуют программу по привлечению учителей из других областей, - сказала чиновница.
По ее словам, объявлен даже целый конкурс! Прежде всего нужны учителя начальных классов, русского языка, физики, химии, истории, математики.
- К участию в конкурсе допускаются педагоги страны независимо от места жительства, имеющие квалификационные категории “педагог-эксперт”, “педагог-исследователь”, “педагог-мастер”, а также выпускники педагогических специальностей вузов, - пояснила Дюсекенова.
Предусмотрен специальный соцпакет: приезжим учителям будет выплачиваться дополнительная надбавка, на которую они смогут арендовать жилье.
Ну и не стоит сбрасывать со счетов и опытные учительские кадры, которые хоть и на пенсии, но продолжают работать.
Но когда Дюсекенова сообщила, что в минувшем учебном году в школах работали более 200 пенсионеров, общественность возмущенно ахнула: не дают молодежи работать!
- Я тоже держу учителей-пенсионеров. А как по-другому в наших условиях нехватки кадров?! - эмоционально парирует это недовольство Нурлы Айтиева. - Если состояние здоровья позволяет, почему бы не работать? Да что далеко ходить: я сама официально уже на заслуженном отдыхе, но работать пока в состоянии, у меня есть опыт.
К тому же сегодня молодого специалиста надо еще учить, адаптировать к учебному процессу, им надо приобретать свой опыт, что я и высказала коллегам - членам регионального совета образования и науки, - продолжает она. - Конечно, грантники обязаны идти в школы, отрабатывать. А вообще, основная проблема, на мой взгляд, в том, что молодежь не хочет идти в школы! Вот и приглашают специалистов из других регионов и пенсионеров просят еще поработать.
Как, к примеру, Галину КЛИМОВУ: в этом году она, полагала учитель, выпустила свой последний класс, собиралась уходить на пенсию, но директор школы попросила: может, останетесь?
- Хорошо, возьму один класс. Если есть потребность во мне - почему бы не быть полезной? - говорит Галина Борисовна. - А дома еще успею насидеться.
Надежда ШУМИЛИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Атырау
Кстати
Кадровый голод
В Мангистауской области не хватает около 230 педагогов, в связи с чем местное руководство приглашает на работу учителей из других регионов.
Как рассказала и. о. руководителя облуправления образования Динара ЖУМАШЕВА, дефицит кадров в регионе составляет 229 педагогов, в том числе в Актау - 97, Жанаозене - 81, Каракиянском районе - 20. Еще 13 учителей готовы принять в мунайлинские школы, Тупкараган нуждается в 11 педагогах, в Мангистауском районе требуется шесть. Лучше всех дела обстоят в Бейнеу, где не хватает одного педагога.
Чтобы закрыть эти кадровые бреши, объявлен специальный конкурс по привлечению в Мангистау педагогов из других регионов, создана комиссия.
- Будут отобраны лучшие учителя, которые намерены работать в нашем регионе. После отбора учителя проходят тестирование и пишут эссе. Окончательное решение будет принято Министерством просвещения, - рассказала Жумашева.
В конкурсе могут принять участие имеющие высшее педагогическое, профессиональное высшее и послевузовское образование по соответствующим профилям с квалификационными категориями “педагог-эксперт”, “педагог-исследователь”, “педагог-мастер”.
- Это могут быть также выпускники педагогических специальностей вузов. При этом средний балл успеваемости по гуманитарному направлению (GPA) не ниже 3,5, средний балл по естественно-математическому направлению (GPA) - не ниже 3,2. Могут также участвовать выпускники магистратуры по педагогическим специальностям со средним баллом (GPA) не ниже 3,4, - заключила Жумашева.
Педагоги, прошедшие отбор, могут рассчитывать на повышенную зарплату: к основному окладу предусмотрена 150-процентная надбавка.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау