2481

Отчёты в ущерб знаниям

Когда наши школы перейдут на 12-летку и какие реформы в образовании можно отменить?

Отчёты в ущерб знаниям

Мы продолжаем серию материалов, посвященных преобразованиям в сфере школьного обучения. Наш сегодняшний собеседник - педагог, общественный активист Дана РАУ, много лет проработавшая учителем истории и прекрасно осведомленная, как в 2016 году внедряли обновленку. Она, как и многие ее коллеги, считает, что упущения были, но не соглашается с теми, кто предлагает полностью отменить нынешние учебные программы и вернуть старые.

- Я за то, чтобы корректировать и развивать обновленку. Нельзя ломать все до основания, как предлагают некоторые, - обозначает свою позицию Дана. - Давайте вспомним, что нам предлагали, когда о реформе только начали говорить. Мы должны были изменить подходы к преподаванию и обучению, к его методической и дидактической составляющей. Почему мы не смогли воплотить эту идею в жизнь? Потому что нарушили систему образования, существовавшую ранее.

В начальной школе появились понятия, которые раньше изучали в пятом классе. Мы хотели, чтобы дети, которые еще не успели адаптироваться, демонстрировали навыки высокого порядка: умели анализировать, обобщать, делать выводы... Когда закладывали предметное содержание в части тем, убрали время на повторение, обобщение, вводные уроки, но не сократили объем учебного материала. Если раньше, например, на изучение культуры саков отводили восемь часов, то теперь оставили пять, но в предметном содержании не убрали ни строчки! При этом приходилось скакать галопом по Европам. Вот здесь, я думаю, и произошла какая-то ошибка. Мы не знаем, кого винить - Национальную академию образования, Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ)? Никто не брал и не берет на себя ответственность: учителя не понимают, родители сопротивляются, дети не хотят.

- Это важно - найти ответственных?

- Мы и не сможем их найти, да и не об этом сейчас нужно думать. Обновленку корректируют, это большая работа. Нельзя повторять ошибок. Когда внедряли эту реформу, обучали учителей. Не все было гладко: им объяснили “методы и подходы”, но не донесли суть изменений в предметном содержании. Это сказалось на результате: людям надо учить по-другому, а они не понимают, как. Даже не знают, в чем соль предлагаемых реформ. Педагоги хотя бы ездили на трехмесячные курсы - а директора и завучи? Им в тот момент не уделили должного внимания. Немногие из руководителей школ прошли специальную обучающую программу, которая длилась девять месяцев. И то сомнительно, что все ее осилили.

Что происходило в итоге? Я учитель, на курсах мне рассказывают, что обновленка - это про демократизацию и гуманизацию образования, развитие способностей и навыков ребенка. Мы зарядились, пришли в школу, но администрация, не понимающая смысла перемен, погрузила нас в отчетность. Директора носились с результатами внедрения программ, которых ждали наверху. Дети в этот момент отошли на второй план: поняли они новый материал или нет - неважно, главное - цифры.

Это был абсурд. Несколько лет я не работаю в школе, но периодически спрашиваю у коллег, что происходит сейчас. За эти шесть лет в подходы к обучению, в систему оценивания внесли некоторые изменения, и там, где адекватное руководство, эти вопросы удалось урегулировать. Но много ли у нас таких правильных школ?

- Я задавала этот вопрос всем спикерам, с которыми обсуждала эту тему, задаю и вам: почему обновленку решили корректировать именно сейчас?

- Надо признать, что Асхат Канатович (АЙМАГАМБЕТОВ, министр образования и науки. - О. А.) прислушивается к обращениям учителей, возмущению родителей и педагогической общественности. Это он поручил провести экспертизу учебных программ и стандартов в целом. Конечно, педагоги, выступавшие на разных площадках, сделали свое дело. Хотя на весь Казахстан у нас 10-12 учителей, которые не боятся открыто высказываться (и то, оказавшись лицом к лицу с министром, многие из них молчат). И опять же: все, чего им удалось добиться, - пересмотра содержания учебных программ. Это немало, но и немного.

- Почему немного? Это большое дело, хорошо, что хотя бы так!

- Нет пересмотра системы управления школой. Мы не добьемся ничего толкового до тех пор, пока не отойдем от существующих форм управления. Вы посмотрите на наших директоров! Они же шагу не могут ступить без акимата и, как я уже говорила, занимаются только тем, что отчитываются. А реализация содержания образования остается в стороне. Что это такое? Это качество уроков - значит, качественный результат обучения!

- Мы можем реально добиться повсеместно качества преподавания? Ведь обновленка создавалась по образу и подобию учебных программ НИШ, а их бюджеты в десятки, если не в сотни раз превосходят финансирование общеобразовательных школ! И там происходит отбор не только детей, но и педагогов, а это тоже ресурсы, людские.

- Но ведь и на внедрение обновленки выделяли большие средства. Вопрос в том, насколько эффективными оказались эти траты. Главный ресурс любой школы - педагог, а не деньги. Мощный учитель и на пальцах все объяс­нит ребенку, даже если у него не будет материально-технической базы. Опять же, почему бы учителям обычных школ не расти до уровня коллег из НИШ? Это ведь в их силах и интересах! Тем более что после повышения зарплат кад­ры Назарбаев Интеллектуальных школ перетекают в общеобразовательные учебные заведения, растет конкуренция, требования родителей. Поэтому главной была и остается роль педагога, и хотелось бы, чтобы сегодня этот момент не упустили из виду.

- У вас нет ощущения, что НИШ потихоньку отходят на второй план? Даже корректировкой обновленки - их детища - занимаются Национальная академия образования и педаго­ги из регионов.

- Не думаю, что НИШ потеряют свою ценность. Они не зависят ни от своего названия, ни от политики Минобразования. Их репутация не пострадает: у них есть международное признание, здесь работает очень мощный - я сама убедилась в этом - педагогический состав. К слову, все шесть лет после старта обновленки в НИШ улучшали свои учебные программы, развивались, тогда как общеобразовательные учебные заведения остались на уровне 2016 года - как могли, держались на плаву, а этого, как мы видим, оказалось недостаточно. Не забывайте, что параллельно в наши школы пытались внедрить и другие реформы.

- Вы про трехъязычие, о котором сейчас, судя по всему, забыли?

- Просто о нем перестали говорить, но не перестали делать. Идея есть, педагогов обучили, опять же деньги на реализацию выделили. Возможно, со временем о трехъязычии действительно забудут. Но отменить? На это должно быть поручение как минимум правительства. МОН не может взять на себя ответственность и сказать школам: “Убирайте трехъязычие из программы!” Хотя, думаю, переборщили мы с этой идеей. Одно дело - учить языки, другое - обучать на разных языках. Здесь много подводных камней.

- Я напомню еще одну долгоиграющую реформу - внедрение 12-летнего обучения, на которое наши школы никак не перейдут. Произойдет ли это в ближайшей перспективе?

- Мы должны были перейти на 12-летку еще вчера! Но МОН все время тормозит страх недостатка ресурсов (хотя тех средств, которые ушли на обновленку, хватило бы с лихвой). В Казахстане и без того школы переполнены, поэтому в министерстве опасаются, что проблема обострится. Здесь тоже не обойтись без волевого решения. Чтобы его приняли, в МОН должны подготовить хорошее обоснование - этим специалисты сейчас занимаются.

Переход на 12-летку могут перенести на неопределенное время или вовсе от него откажутся. В мире появляются новые альтернативы действующим системам образования - масштабное развитие дистанционного обучения как следствие пандемии, пересмотр образовательных сфер, активное внедрение цифровых технологий.

Трудно сказать, внедрят ли 12-летку, но я уверена: пришло время обеспечить условия, благодаря которым ребенок сможет получать качественное образование в нашей стране! Чтобы его диплом имел международное признание, чтобы вчерашний школьник мог пройти стажировку за границей. Лично я жду от образования именно таких перемен!

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть