2385

Управлять с умом

Компания “А-паркинг” полностью перешла в собственность акимата Алматы. С 25 апреля деньги за стоянку идут в бюджет города. До 1 августа появится единый оператор по организации автопарковочной зоны.

Управлять с умом

- От того, кто и как будет управлять “А-паркингом”, действительно зависит многое. Система должна быть прозрачной - это главное, - считает эксперт в области транспортной политики Елена ЕРЗАКОВИЧ. - Нужен грамотный руководитель, знающий, как работают платные парковки в других странах, выстраивающий стратегию по принципам частного бизнеса, готовый компетентно и оперативно отвечать на вопросы горожан. Кроме этого в акимате должен быть чиновник, отвечающий только за этот проект, а не распыляющийся на массу других задач. Платный паркинг - серьезная структура в плане ожиданий по наполнению бюджета. Основной риск сейчас, что придут не те управленцы и не будут прописаны требования к ним - у городских властей большие проблемы с планированием и системой отчетности.

- Парковки - доходный бизнес?

- Доходный. Все разговоры о том, что за много лет “А-паркинг” так и не начал получать прибыль, мягко говоря, недостаточно подтверждены документально. По­этому так важно выстроить четкую систему. Провести аудит, понять, какова расходная часть, собираемость, доход. Чем прозрачнее процесс передачи этой собственности, тем лучше.

- Кто должен решать, как с пользой тратить собранные с парковок деньги? Иначе получится, что их размажут по бюджету, и никто не поймет, куда они уходят.

- Платные парковки не способ собрать деньги с автомобилистов, в первую очередь это средство регулирования трафика. Поэтому они должны работать в контексте системы управления дорожным движением в Алматы. Раньше в этой сфере не было никакой цели. Хотя парковочная стратегия любого города говорит: мы каждый год увеличиваем/уменьшаем на такой-то процент количество парковочных мест, а деньги вкладываем в развитие инфраструктуры. Таким должен быть подход.

Что касается денег, после аудита станет понятно, какой фонд остается у управляющей компании. В зависимости от их объема нужно будет формировать приоритеты. Благоустройство тротуаров, замена остановочных комплексов, развитие вело­дорожек, проектов по снижению аварийности - вариантов много. Но в любом случае идти по пути создания альтернатив автомобильному транспорту, чтобы человеку было удобнее пройти пешком, проехать на велосипеде или самокате, в общественном транспорте, а не на машине. Если говорить о многоярусных паркингах, то, я считаю, здесь нужно привлекать инвесторов, а не вкладывать деньги, собранные за пользование общественной землей. Все-таки это коммерческие проекты.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть