3367

Всех штормит, а мы крепчаем

Сколько денег недосчитается бюджет Казахстана из-за аварии на черноморской нефтеперевалочной установке Каспийского трубопроводного консорциума (КТК)? Есть ли в инциденте признаки саботажа или диверсии? Когда майнерам снова подадут электричество? Изменились ли планы властей по строительству АЭС? Об этом на большой пресс-конференции в столице рассказал министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ.

Всех штормит,  а мы крепчаем

Ветер, ветер, ты могуч...

Трубопровод Каспийского консорциума - основной маршрут транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. Причем более 80 процентов прокачиваемого по трубопроводу “черного золота” идет именно из Казахстана.

23 марта шторм на Черном море у российского побережья повредил одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ) КТК. Из-за этой аварии произошел сбой в работе второго причала, который в итоге пришлось отключить. Остановили в целях безопасности и для обследования и работу первого причала.

- Но у меня есть позитивная новость! - был полон оптимизма глава Минэнерго. - Вчера (24 марта. - Т. Г.) мы вели консультации с нашими коллегами по КТК, и есть информация, что первый причал в порту Новороссийск все-таки заработает сегодня, 25 марта, и танкеры встанут на погрузку. И это нас спасает в значительных потерях добычи нефти! По второму и третьему причалу: мы надеемся, что наши коллеги завершат ремонт в течение трех недель и все нормализуется.

Если же ремонт затянется, это, по словам министра, приведет к сокращению добычи нефти на всех крупных казахстанских месторож­дениях. Потому как именно по трубопроводу КТК транспортируется львиная доля предназначенной для экспорта отечественной нефти - 54 млн из 68 млн тонн.

Однако, заметил Акчулаков, сокращение из-за аварии экспорта казахстанской нефти не отразится на запланированном поступлении денег в казахстанский бюджет:

- Прибыль бизнес-компаний, как и сам бюджет страны (на 2022 год. - Т. Г.), рассчитывалась при цене нефти 60 долларов за баррель, а сегодня она - 120 долларов, то есть в два раза больше. Это с лихвой покрывает сокращение экспорта. Конечно, можно говорить, как многие любят, о недополученных доходах, но мы заявляем о том, что не будет убытков по деньгам для страны!

Самый пессимистичный сценарий для Казахстана - два месяца простоя в работе КТК. В этом случае мы сможем перенаправить по альтернативным маршрутам максимум 1,3 млн тонн нефти ежемесячно, или 16 млн тонн в год, проинформировал министр. Потери в добыче составят по 3 млн тонн в месяц. Чтобы открыть новые маршруты для экспорта, потребуется много времени и денег на строительство новых труб. А для того чтобы вывозить нефть по железной дороге, у Казахстана не хватает ни вагонов, ни железнодорожных цистерн.

Кстати, министр категорически отверг слухи о диверсии на ВПУ КТК, о том, что авария была якобы создана преднамеренно по договоренности с Россией, чтобы препятствовать транспортировке нефти в Европу:

- КТК - это международный консорциум, его акционеры, причем значительные акционеры, - это американские и европейские компании. Никому это (авария. - Т. Г.) невыгодно - ни для самой Российской Федерации, ни для грузоотправителей, в том числе акционеров КТК. Но если бы это было сделано специально... Сколько дней прошло (после аварии. - Т. Г.)? Два-три дня, и первый причал уже заработал. Он вообще не должен был работать, если следовать логике о диверсии! Вариант диверсии мы вообще не рассматриваем! Никакой другой, кроме технической, подоплеки мы не видим.

Журналисты спросили: как мог выйти из строя причал из-за шторма в 5 баллов, который метеорологи именуют как “свежий ветер”? При том, что на сайте КТК говорится: трубопровод может выдержать серьезные природные катаклизмы.

- Есть такое выражение: “И на старуху есть проруха”, - философски начал свой ответ Акчулаков. - Можно 10 лет выдерживать 7-балльный шторм, а потом может быть достаточно какого-то небольшого события, чтобы что-то произошло с технической частью. Оборудование с годами стареет.

Сейчас мне трудно об этом говорить, потому что порт находится в юрисдикции другой стороны, и, к сожалению, я своих технадзорщиков, техинспекцию туда отправить не могу, - продолжил он. - Порт, его причальное хозяйство и все три причала находятся в собственности КТК, которым управляют разные люди, есть в том числе и наши граждане, и граждане России, но они работают в интересах консорциума, в который входит очень много западных и американских компаний. Этот нанятый персонал работает не на какую-то страну, а на консорциум. Поэтому у меня оснований не верить инспекции, руководству КТК нет! Мы с ними несколько раз в день контактируем, но пока детальной картины на руках у меня нет, потому что нет данных водолазного обследования. Вчера штормило, и водолазы не могли туда спуститься физически по нормативу, это угроза для их жизни.

Придется подождать

В Казахстане сначала до 31 января, а потом до 15 марта запретили поставлять электроэнергию майнерам - и серым, и белым. Скоро апрель, а энергию им все не дают. Добытчики криптовалюты негодуют.

- Работа по выявлению серого майнинга не закончена. До этого момента, пока мы не закончим, начинать подключение нельзя. Мы только добились балансировки в системе, не допуская дефицита! - объяснил ситуацию Акчулаков.

По его словам, даже если станции начнут подавать майнерам электроэнергию за 10-15 тенге за кВт-ч, то из-за дефицита придется покупать электричество у России по 25 тенге за кВт-ч.

- Эти 25 тенге я должен на население положить и на промышленность? Что для нас важнее? Этот вопрос нужно отрегулировать. Поэтому пока система не соберется и всех серых майнеров мы не выявим, не напишем законодательные ограничения и правила, скорее всего, в отключении какое-то время им (белым майнерам. - Т. Г.) придется еще побыть. На какой срок, я пока не могу говорить, - твердо высказался главный энергетик страны.

Для работы легальных майнеров, по словам министра, должны быть выработаны критерии.

- На мой взгляд, это должны быть майнеры, которые оборудование купили, завезли в Казах­стан и растаможили, а не арендовали или не предоставили типы хостинга. В этом плане разделение должно быть, и в законе это должно быть прописано, - считает Акчулаков.

Журналисты напомнили ему о том, что руководители ТЭЦ в Восточном Казахстане выступали против распоряжения KEGOC об отмене поставок электричества для белых майнеров. По их словам, они приносят им доход и позволяют расходовать профицит электроэнергии. На это министр сказал, что знает, кто именно жалуется. И посоветовал этим ТЭЦ напрямую обращаться в Минэнерго, где им найдут других потребителей энергии, которых сейчас в избытке.

АЭС: пока только слова

- Могу однозначно сказать, что мы уверены и настроены на строительство атомной станции! - эмоционально напомнил еще раз позицию властей глава Минэнерго.

По прогнозу, к 2035 году Казахстан будет потреблять 153 млрд киловатт-часов электроэнергии, а мощности действующих и в основном изношенных электростанций могут покрыть лишь 89 млрд киловатт-часов.

Акчулаков отметил, что Казахстан планирует готовить специалистов атомной энергетики совместно с Россией в рамках подписанного меморандума, но еще не решено, установка какой страны будет использоваться при строительстве АЭС.

- У нас нет учебных заведений, готовящих специалистов для атомной отрасли. Если мы построим АЭС, то, конечно, нужны люди и специалисты, которые завтра будут там работать. Теперь необходимо их подготовить. Например, на одну станцию нужно около 2000 человек. Это должны быть не только рабочие, но и хорошо подготовленные специалисты. Их нужно готовить 4-5 лет. Потом им предстоит пройти около двух лет практики, - пояснил министр.

Все еще остается открытым и выбор места для будущей АЭС. По данным Минэнерго, 31 страна эксплуатирует атомные электростанции. В мире насчитывается 439 энергетических реакторов общей мощностью около 390 гВт, 52 реактора находятся на стадии сооружения в 19 странах мира. Атомная энергетика занимает уже 10 процентов от общей генерации электроэнергии мира.

Тогжан ГАНИ, фото с сайтов inbussines.kz и kapital.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть