214

Автолизинг для избранного

Запуск автолизинга для физлиц в Казахстане с 1 декабря выглядит как формальное исполнение поручения президента. Одну машину выдали, но по факту продукт не работает

Автолизинг для избранного

Звонок корреспондента “Времени” в дилерский центр в Астане подтвердил опасения. Менеджеры сообщили, что автолизинга еще нет и условия программы неизвестны. Сотрудник пообещал сообщить, когда стартует автолизинг.

Еще на этапе внедрения проект столкнулся с суровыми экономическими реалиями. При обсуждении ставка по лизингу доходила до 45 процентов, что убивало саму идею нового продукта. Дорого и не востребовано. Потом ее снизили до 36 процентов. Анализ показал, что и эта цифра - чрезмерная нагрузка для казахстанцев и автолизингу не быть популярным. И было принято волевое решение пойти не рыночным путем - искусственно и административно снизить ставку до 15 процентов.

“После серии рабочих консультаций с правительством, банками и лизинговыми компаниями сформирована позиция о необходимости дальнейшего снижения - максимальный порог автолизинга для граждан будет установлен на уровне не выше 15 процентов. Это кардинально меняет экономику продукта и делает его сопоставимым с международными практиками”, - сообщил депутат мажилиса Олжас КУСПЕКОВ на своей странице в Facebook.

В целом механизм автолизинга еще сырой и до конца не прорисованы все условия его существования. Однако, по мнению депутата, необходим субсидируемый автолизинг для социально уязвимых категорий, что имеет право на жизнь.

Другое предложение Куспекова - снимать пенсионные деньги для погашения остатка долга по лизингу - выглядит сомнительным пиаром, ведь изначально пенсионные деньги предлагали использовать на базовые потребности людей, например на покупку жилья. Автомобиль же - потребительский актив и демонстрация уровня жизни, с годами он быстро теряет свою ценность.

Реализация этой, мягко говоря, сомнительной идеи депутата уменьшит будущие пенсии казахстанцев, увеличит долговую нагрузку и разгонит цены на автомобили, как это уже было с жильем. Кроме того, с нашим отверточным автопроизводством преимущественная часть денег покупателя, в которых теперь могут быть и пенсионные (!), утечет за бугор, в чужие карманы. Разве не так?

Отвечая корреспонденту “Времени”, парламентарий отметил, что массовый запуск лизинга для физлиц требует большой подготовительной работы. Лизинговым компаниям нужно донастроить внутренние IT-процессы, интеграции с госслужбами и общую систему обработки заявок.

- Кроме того, предстоит урегулировать отдельные нормативные моменты, в том числе связанные с налогообложением, чтобы условия были максимально удобными и доступными для граждан. Как только эти элементы будут выстроены, рынок сможет перейти от разовой выдачи к полноценной массовой работе, - считает Куспеков.

Первая пилотная сделка по предоставлению автомобиля в лизинг физическому лицу по­дается со стороны автодилера (по понятным причинам мы его не называем) как экспериментальная. Клиент выбрал новый седан KIA Soluto стоимостью 8-8,5 млн тенге в зависимости от комплектации. При этом первоначальный взнос составил 10 процентов, срок лизинга - 3 года, а ставка - 15 процентов.

В пресс-службе автодилера сообщили, что первая сделка позволит проверить операционные процессы, выявить возможные ограничения и подготовить предложения для дальнейшего масштабирования проекта. После анализа результатов рассматривается возможность распространения лизинга для физических лиц на другие модели и бренды.

В целом автосалон не разглашает полных данных по первой лизинговой автосделке, ссылаясь на конфиденциальность договора. Но в лизинговой компании ответили на все вопросы.

Комиссия за оформление сделки составляет 1 процент, страхование КАСКО обязательно, также к обязательным расходам относятся страхование гражданской ответственности владельцев авто, регистрация и перерегистрация, транс­портный налог, технический осмотр, платные дороги и возможные штрафы. Плюс надо будет заплатить за установку GPS.

Предусмотрен также дополнительный выкупной платеж, чтобы клиент мог досрочно переоформить автомобиль на себя. Годовая эффективная ставка, которая в отличие от рекламной номинальной показывает реальную стоимость машины, может доходить до 36 процентов. Таким образом, переплата за машину стоимостью 8 млн тенге превышает планку 2 млн тенге. А если туда включить и все дополнительные платежи, то реальная переплата уйдет далеко за 3 млн тенге.

Бауыржан МУКАНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее