Ребёнок и цифровая работа
Цифровой министр Багдат МУСИН в пятый раз станет отцом. О предстоящем пополнении в своей семье он радостно объявил депутатам на правчасе в мажилисе, где обсуждались проблемы оказания госуслуг.
В предвкушении волнительного события министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности описал депутатам в красках, как SMS-уведомления упростили жизнь казахстанцев. Например, с недавнего времени владельцы квартир стали получать на свои мобильные телефоны оповещения при регистрации нового жильца по их адресу. А раньше казахстанцы и не догадывались о количестве зарегистрированных в их жилье людей.
- А еще сегодня люди, которые ждут ребенка, например, как моя супруга… мы снова ждем ребенка!.. Она получает все уведомления через SMS, например, о том, что ей необходимо прийти на прием и так далее, - эмоционально выложил министр.
Депутаты министра не только поздравили, но и указали на проблемы. В Казахстане информационные системы 12 госорганов все еще не интегрированы, хотя цифровое министерство заверяло в готовности завершить интеграцию до конца 2020 года. Из-за этого есть госуслуги, по которым все еще требуется хождение по нескольким кабинетам или надо приходить в ЦОН.
- До сих пор из-за отсутствия интеграции при выдаче свидетельства о рождении ребенка в ЦОНе запрашивают бумажный оригинал - свидетельство из перинатального центра. Мы будем надеяться, что, когда у нашего министра родится следующий ребенок, это уже будет автоматизировано точно! - выпалил мажилисмен Альберт РАУ, и зал разразился смехом.
- Да, у нас есть проблема с быстротой интеграции информационных систем, - признал Мусин. - Кто-то медленно движется, кто-то быстро - и у всех есть причины. Например, технологии, которые они используют, устарели и подлежат модернизации. Или же отсутствует бюджет на этот год, на следующий год надо закладывать, чтобы интегрироваться.
- В каждом госоргане сегодня есть цифровой вице-министр. Мы сейчас работаем над тем, чтобы у каждого вице-министра по цифровизации был KPI. Это работоспособность информационных систем, автоматизация госуслуги не по принципу “просто автоматизировали и галочку поставили”, а сколько этой услугой пользуется граждан. Должно быть 90 процентов пользователей госуслуг через онлайн-формат, - бесстрастно ответил глава МЦРИАП.
По его словам, KPI будут утверждены до конца этого года и уже со следующего эффективность или неэффективность госорганов будут определять именно по этим критериям. Интеграция систем для внедрения той или иной онлайн-услуги занимает шесть месяцев и более.
Мажилисмены упрекнули министра в сбоях в работе ЦОНов, которые как назло происходят именно в пик обращений людей.
- За девять месяцев текущего года общее время ожидания составило 482 часа: Министерство внутренних дел - 75 часов, Министерство здравоохранения - 29 сбоев, или 48 часов простоя, Минюст - 11 часов и так далее. Это время наши граждане прождали в очередях в ЦОНах! - привел справку вице-спикер мажилиса Павел КАЗАНЦЕВ. - На справедливое возмущение отвечали операторы ЦОНов, которые ни при чем в этой ситуации, они не могли на нее повлиять. Ну огромные деньги выделяются! Неужели этих денег недостаточно, чтобы бесперебойно работали системы?
Оказалось, что системы виснут из-за параллельного обновления баз данных. В этой связи депутаты спросили: почему нельзя данные актуализировать не в час пик работы ЦОНов, а за рамками рабочего времени?
Глава АО “Национальные информационные технологии” (НИТ) Ростислав КОНЯШКИН уверял депутатов, что все плановые обновления проводятся в выходные дни - в ночь на воскресенье, срочные обновления проводятся в будние дни, но в ночное время. Мусин к этому добавил, что, если обновления проводятся ночью, утром могут быть сбои в работе не только аппаратов, но и целых госорганов, включая ЦОНы.
- Мы обслуживаем 400 информационных систем различных госорганов, каждая из которых реализовывается по разным технологиям. А бывает такое, что какой-то госорган просит срочно внести изменения, в результате чего в системе происходит сбой, - пояснил глава Минцифры.
По его словам, планируется перевести все 400 информсистем на единую технологию, чтобы решить проблемы с перебоями.
Депутаты указали и на другую проблему: почему запись о проведенной вакцинации против ковида не всегда оперативно появляется в базе данных? При этом АО “НИТ”, которое должно решать проблемы с паспортами вакцинации казахстанцев, очень долго рассматривает жалобы граждан. В этой структуре отвечает только номер call-центра и его спецы просят прислать скриншоты страниц на электронную почту техподдержки, обещая, что ответят в течение суток. На деле же люди несколько месяцев ждут решения своей проблемы. А ведь для лиц, не имеющих зеленого статуса, ограничен доступ в различные заведения, в том числе на работу.
На это Мусин парировал, что называется, на голубом глазу: раньше таких случаев было больше… И обвинил нерадивых медсестер, забывающих своевременно вносить информацию в базу данных. По его словам, сейчас Минцифры вместе с Минздравом компьютеризируют пункты вакцинации.
- Мы сейчас вместе с Минздравом работаем над тем, чтобы пунктов, где на бумаге записывают, не было вообще. Чтобы все пункты имели у себя ноутбуки. Второе: чтобы не надо было звонить специально в АО “НИТ” и передавать скриншоты, мы создали кнопочку, чтобы человек нажал ее в eGov-mobile и подал заявку (или написал, или продиктовал), что, мол, у меня не отображается такой-то документ. Это облегчит взаимодействие с электронным правительством, - сказал министр.
При этом он сравнил цифровую работу по паспортам вакцинации с аналогичной работой в европейских странах:
- Мы сравниваем сейчас с другими странами, но не для самовосхваления, а чтобы понимать, как пандемическая реальность сказалась. Технологии, которые мы используем, передовые! В европейских странах нет такого, чтобы забивали информацию в базу данных сразу после получения результатов ПЦР или прививки. Это все наши достижения! Есть шероховатости. Мы будем все совершенствовать.
И напоследок заметил, что скоро снова заглянет в парламент: Минцифры вместе с МВД планируют расширить список “красивых” автомобильных госномеров.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан