3929

Трассы уходят в небо

Канатные дороги могут стать частью системы общественного транспорта в Алматы. Об этом и многом другом шла речь на прошедшей на днях в онлайн-режиме встрече одной из рабочих групп по корректировке генерального плана развития города, посвященного транспортной инфраструктуре.

Трассы уходят в небо

Согласно представленному проекту сеть канатных дорог может появиться в первом казахстанском мегаполисе к 2030 году, рассказал собравшейся аудитории заместитель директора ТОО “НИИ “Алматыгенплан” Алтай САТЫБАЛДИЕВ.

Городской канатный транспорт (ГКТ), набирающий все большую популярность в мире, обычно используется в случаях, когда прокладка новых маршрутов или расширение существующих невозможно, а также для организации бесперебойного пассажиропотока от мест регулярного скопления людей и в городских природоохранных зонах. Плюсов у такого вида транспорта достаточно - он экологичен, бесшумен, максимально автоматизирован, не занимает места на проезжей части и т. д.

В Алматы канатные дороги предлагается строить вдоль русел рек. Первый маршрут - по Большой Алматинке - планируется проложить от южного побережья озера Сайран до экопоста с промежуточной станцией в районе ТРЦ Mega. Второй маршрут согласно проекту пролегает по руслу реки Есентай от драмтеатра имени М. Ауэзова до комплекса лыжных трамплинов “Сункар” с двумя промежуточными станциями в микрорайоне “Коктем” и рядом с КазНУ им. аль-Фараби. А третий маршрут - по Малой Алматинке - станет продолжением существующей канатной дороги Дворец Республики - Коктобе с конечной остановкой на Медеу.

- Канатные дороги могут использоваться и как внеуличный транспорт, и как туристический маршрут, который станет фишкой Алматы, - отметил Сатыбалдиев. - Мы попытаемся реализовать этот вид транспорта в нашей общей системе как дополнительный бонус.

Участники встречи также обсудили расширение троллейбус­ной сети, которую предлагают протянуть по улице Жарокова от проспекта Абая до микрорайона “Казахфильм”. Еще один маршрут пройдет по пробиваемому на запад проспекту Абая и улице Шаляпина, свернет вниз по улице Ашимова до проспекта Райымбека, а затем по Райымбека до Утеген батыра. По улице Саина троллейбус станет ходить на юг через Мустафина и Торайгырова. Предлагается также провести троллейбусную сеть по проспекту Рыскулова от улицы Емцова до микрорайона “Алгабас”. Кроме того, по улице Жандосова маршрут может быть продлен в юго-западном направлении от улицы Саина до микрорайона “Саялы”, а в северо-восточном - по Байзакова и Муканова, далее по Курмангазы и Шевченко, а затем вниз по Кунаева до проспекта Райымбека.

Однако у Сатыбалдиева есть сомнения насчет протяжки троллейбусной сети по улицам Курмангазы, Шевченко и Кунаева, так как по ним предлагается пустить легкорельсовый транспорт. Правда, это будет вторая очередь ЛРТ, о сроках реализации которой пока говорить рано. А первую линию ЛРТ, как и предлагалось ранее, протянут от индустриальной зоны в районе ТЭЦ-2 по улице Момыш­улы, затем по Толе би, Панфилова, Макатаева, Татибекова до Кульджинского тракта, где планируется построить автовокзал “Восточный”. При этом транспорт будет наземным - фактически это трамвай, только более быстрый и бесшумный.

Что касается метрополитена, то до 2030 года планируется закончить только одну линию. В западном направлении появятся еще три станции с конечной на проектируемом автовокзале “Западный” на пересечении проспекта Райымбека с улицей Ашимова. В северном направлении будут построены девять новых станций, а закончится ветка на автовокзале “Северный”, который планируется возвести на границе города и Алматинской области.

- До 2025 года мы планируем полностью реализовать западное направление, - уточнил главный инженер ТОО “Метропроект” Павел МОСКОВЧУК. - Это станции “Достык”, “Калкаман” и “Автовокзал “Западный”. Этот автовокзал будет крупным пересадочным узлом, это метро, объединенное со зданием автовокзала. В последующие годы планируется освоить нижнюю часть города - это продление первой линии от станции “Райымбек” в северном направлении. Туда мы предусматриваем 16,8 километра линий и девять станций. Линия дойдет до транспортно-пересадочного узла - автовокзала “Северный”, который будет находиться на окраине города, где Капшагайская трасса. При этом вся первая линия метро даст нам пассажиропоток 185 тысяч человек в сутки. Это хороший результат для метрополитена.

Кстати, разработчики предлагают железнодорожный вокзал “Алматы-2” соединить со станцией метро “Райымбек” подземным пешеходным тоннелем.

- Учитывая, что мы предполагаем развивать вокзал для пригородного железнодорожного движения, думаю, сам бог велел объединить эти две системы в одну, - сказал Сатыбалдиев.

Пригородными железнодорожными перевозками планируется связать город с населенными пунк­тами алматинской агломерации. Разработчики проекта предлагают пустить пригородные поезда по существующим путям до Капшагая на север и до села Казыбек би на запад.

Рассматривается также возможность проложить вторые пути между двумя алматинскими вокзалами, включив их в систему пригородных перевозок, чтобы люди могли отправляться в путешествие по Алматинской области из центра города. Правда, есть существенные “но”: это может стоить 11 млрд тенге и потребует отвода земель рощи Баума, являющейся особо охраняемой природной территорией. Стоит ли оно того?

Этот и другие разделы проекта корректировки генплана сейчас дорабатываются с учетом мнения экспертов и общественности. Далее документ будет представлен заказчику - горакимату, а затем вынесен на обсуждение городского маслихата.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть