Трассы уходят в небо
Канатные дороги могут стать частью системы общественного транспорта в Алматы. Об этом и многом другом шла речь на прошедшей на днях в онлайн-режиме встрече одной из рабочих групп по корректировке генерального плана развития города, посвященного транспортной инфраструктуре.
Согласно представленному проекту сеть канатных дорог может появиться в первом казахстанском мегаполисе к 2030 году, рассказал собравшейся аудитории заместитель директора ТОО “НИИ “Алматыгенплан” Алтай САТЫБАЛДИЕВ.
Городской канатный транспорт (ГКТ), набирающий все большую популярность в мире, обычно используется в случаях, когда прокладка новых маршрутов или расширение существующих невозможно, а также для организации бесперебойного пассажиропотока от мест регулярного скопления людей и в городских природоохранных зонах. Плюсов у такого вида транспорта достаточно - он экологичен, бесшумен, максимально автоматизирован, не занимает места на проезжей части и т. д.
В Алматы канатные дороги предлагается строить вдоль русел рек. Первый маршрут - по Большой Алматинке - планируется проложить от южного побережья озера Сайран до экопоста с промежуточной станцией в районе ТРЦ Mega. Второй маршрут согласно проекту пролегает по руслу реки Есентай от драмтеатра имени М. Ауэзова до комплекса лыжных трамплинов “Сункар” с двумя промежуточными станциями в микрорайоне “Коктем” и рядом с КазНУ им. аль-Фараби. А третий маршрут - по Малой Алматинке - станет продолжением существующей канатной дороги Дворец Республики - Коктобе с конечной остановкой на Медеу.
- Канатные дороги могут использоваться и как внеуличный транспорт, и как туристический маршрут, который станет фишкой Алматы, - отметил Сатыбалдиев. - Мы попытаемся реализовать этот вид транспорта в нашей общей системе как дополнительный бонус.
Участники встречи также обсудили расширение троллейбусной сети, которую предлагают протянуть по улице Жарокова от проспекта Абая до микрорайона “Казахфильм”. Еще один маршрут пройдет по пробиваемому на запад проспекту Абая и улице Шаляпина, свернет вниз по улице Ашимова до проспекта Райымбека, а затем по Райымбека до Утеген батыра. По улице Саина троллейбус станет ходить на юг через Мустафина и Торайгырова. Предлагается также провести троллейбусную сеть по проспекту Рыскулова от улицы Емцова до микрорайона “Алгабас”. Кроме того, по улице Жандосова маршрут может быть продлен в юго-западном направлении от улицы Саина до микрорайона “Саялы”, а в северо-восточном - по Байзакова и Муканова, далее по Курмангазы и Шевченко, а затем вниз по Кунаева до проспекта Райымбека.
Однако у Сатыбалдиева есть сомнения насчет протяжки троллейбусной сети по улицам Курмангазы, Шевченко и Кунаева, так как по ним предлагается пустить легкорельсовый транспорт. Правда, это будет вторая очередь ЛРТ, о сроках реализации которой пока говорить рано. А первую линию ЛРТ, как и предлагалось ранее, протянут от индустриальной зоны в районе ТЭЦ-2 по улице Момышулы, затем по Толе би, Панфилова, Макатаева, Татибекова до Кульджинского тракта, где планируется построить автовокзал “Восточный”. При этом транспорт будет наземным - фактически это трамвай, только более быстрый и бесшумный.
Что касается метрополитена, то до 2030 года планируется закончить только одну линию. В западном направлении появятся еще три станции с конечной на проектируемом автовокзале “Западный” на пересечении проспекта Райымбека с улицей Ашимова. В северном направлении будут построены девять новых станций, а закончится ветка на автовокзале “Северный”, который планируется возвести на границе города и Алматинской области.
- До 2025 года мы планируем полностью реализовать западное направление, - уточнил главный инженер ТОО “Метропроект” Павел МОСКОВЧУК. - Это станции “Достык”, “Калкаман” и “Автовокзал “Западный”. Этот автовокзал будет крупным пересадочным узлом, это метро, объединенное со зданием автовокзала. В последующие годы планируется освоить нижнюю часть города - это продление первой линии от станции “Райымбек” в северном направлении. Туда мы предусматриваем 16,8 километра линий и девять станций. Линия дойдет до транспортно-пересадочного узла - автовокзала “Северный”, который будет находиться на окраине города, где Капшагайская трасса. При этом вся первая линия метро даст нам пассажиропоток 185 тысяч человек в сутки. Это хороший результат для метрополитена.
Кстати, разработчики предлагают железнодорожный вокзал “Алматы-2” соединить со станцией метро “Райымбек” подземным пешеходным тоннелем.
- Учитывая, что мы предполагаем развивать вокзал для пригородного железнодорожного движения, думаю, сам бог велел объединить эти две системы в одну, - сказал Сатыбалдиев.
Пригородными железнодорожными перевозками планируется связать город с населенными пунктами алматинской агломерации. Разработчики проекта предлагают пустить пригородные поезда по существующим путям до Капшагая на север и до села Казыбек би на запад.
Рассматривается также возможность проложить вторые пути между двумя алматинскими вокзалами, включив их в систему пригородных перевозок, чтобы люди могли отправляться в путешествие по Алматинской области из центра города. Правда, есть существенные “но”: это может стоить 11 млрд тенге и потребует отвода земель рощи Баума, являющейся особо охраняемой природной территорией. Стоит ли оно того?
Этот и другие разделы проекта корректировки генплана сейчас дорабатываются с учетом мнения экспертов и общественности. Далее документ будет представлен заказчику - горакимату, а затем вынесен на обсуждение городского маслихата.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы