3850

Через конкуренцию - к прогрессу

Сокращение муниципальных автобусных парков, предоставление частным медлабораториям большего объема исследований, демонополизация в сфере коммунальных услуг с предоставлением потребителям возможности выбора альтернативных поставщиков и многие другие предложения - так в Казахстане планируют развивать конкуренцию.

Через конкуренцию -  к прогрессу

На портале электронного правительства в разделе “Открытые НПА” опубликован проект масштабного плана развития конкуренции в стране, рассчитанного на 2021-2025 годы. Согласно этому документу ожидаются принципиальные изменения: переход “от патерналистских ожиданий населения к личной ответственности; от приоритета количественного роста к созданию условий для качественного и устойчивого роста; от регулирования государством экономической деятельности к стимулированию частной инициативы и минимально необходимому регулированию”.

Для достижения этих целей работу предлагается вести в двух основных направлениях: обеспечение доступа к ключевым мощностям и снятие барьеров входа на товарные рынки.

Первое включает в себя такие задачи, как развитие биржевой торговли и обеспечение доступа на рынки в сфере электроэнергетики, транспорта и связи. К примеру, в сфере биржевой торговли планируется поднять долю реализации бензина, дизельного топлива, авиакеросина и битума через товарные биржи с 10 процентов от общего объема в 2021 году до 20 процентов в 2025-м. В транспортной сфере предлагается увеличить количество частных железнодорожных грузоперевозчиков (с нынешних двух до десяти в 2025 году) и доли осуществляемых ими перевозок (от 0,53 процента в 2020 году до 31,8 процента в 2025-м). При этом планируется увеличивать количество ежегодно обновляемых вагонов с 12 в этом году до 25 к 2025-му.

Второе направление предусматривает снятие барьеров для предпринимателей, планирующих выйти на рынки транспорта, связи, агропромкомплекса (АПК), в сферах здравоохранения, ЖКХ, а также разгосударствление и снижение доли госзакупок из одного источника.

В частности, в транспортной сфере предложено сокращать количество автобусных парков с участием государства в городах республиканского и областного значения с шести в 2021 году до пяти в 2022-м, и так далее, чтобы в 2025 году в стране не было ни одного муниципального парка.

В медицинской сфере предусматривается увеличение объема исследований, которые будут доступны частным лабораториям. Речь идет об анализах на ВИЧ (предполагаемый объем таких исследований в 2021 году в финансовом выражении составит 4,58 млрд тенге), COVID-19 (22,13 млрд тенге), пренатальном скрининге (1,6 млрд тенге) и санитарно-эпидемиологических исследованиях (9,21 млрд тенге), а также о второй читке маммографических снимков (2,27 млрд тенге).

В сфере ЖКХ разработчики проекта предлагают создать такие условия, чтобы потребители могли выбирать поставщиков коммунальных услуг, включая лифтовые, по электроснабжению.

Что касается разгосударствления, то проект предусматривает снижение доли государства в экономике с 14,8 процента в 2021 году до 13,8 процента в 2025-м.

К слову, проект по развитию конкуренции перекликается с утвержденным в конце прошлого года комплексным планом приватизации на 2021-2025 годы, согласно которому в ближайшее время в частных руках окажется более 650 объектов госсобственности и квазигосударственного сектора. Среди них нацкомпании “КазМунайГаз”, “Казахстан инжиниринг” и “Казахстан темир жолы”, холдинг “Байтерек”, “Казпочта”, “Казахтелеком”, “Казатомпром”, “Самрук-Энерго” (в его состав входят “Алматинские электрические станции”, “Алматыэнергосбыт”, “Алатау Жарык Компаниясы”, Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 и другие энергетические объекты) и т. д. Наряду с этим правительство планирует выйти из авиакомпаний Air Astana и Qazaq Air, “Казмортрансфлота”, Актауского морского торгового порта и других компаний и предприятий. Кроме того, на продажу будут выставлены госдоли в КИМЭП и КазГЮУ им. М. Нарикбаева.

Кроме республиканских объектов приватизация коснется и коммунально-муниципальной собственности городов и областей. Например, в Алматы в перечне подлежащих приватизации в 2021 году объектов помимо музыкальных школ, чья судьба сейчас решается (акимат, напомним, обратился в Минкультспорта с просьбой исключить их из списка приватизируемых объектов), значатся ТОО “Спортивно-культурный комплекс”, на балансе которого находится Дворец спорта им. Б. Шолака, ТОО “Учебно-клинический центр”, которому, судя по общедоступным данным, принадлежит поликлиника на пересечении улиц Масанчи и Курмангазы (в бывшем здании железнодорожной больницы).

В 2022 году в первом мегаполисе страны на продажу будут выставлены ТОО “Алматы тургын уй”, ТОО “Туристский информационный центр города Алматы”, ТОО Eco Almaty, Центр мониторинга и анализа городского управления общественного развития.

На 2023 год запланирована приватизация ТОО “Алматыэлектротранс”, управляющего двумя автобусными и одним троллейбусным парками, а также обоими железнодорожными вокзалами. В 2024 году частникам отдадут ТОО “Алматинские тепловые сети”, обеспечивающее теплом весь мегаполис. А в 2025 году в конкурентную среду будут переданы “Алматы тазалык”, в чьем ведении находится уборка городских улиц от грязи и снега, и “Алатау кала жарык”, отвечающий за уличное освещение.

Возвращаясь к нацпроекту по развитию конкуренции, стоит отметить, что согласно расчетам его разработчиков совокупный экономический эффект от развития конкуренции ожидается в сумме 2,6 трлн тенге. При этом на саму реализацию проекта потребуется 113,7 млрд тенге.

Публичное обсуждение проекта нацплана развития конкуренции продлится до 5 апреля.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть