Инвестировать надо в детей
Многодетные матери предлагают государству назначать пособие всем казахстанским детям вне зависимости от социального статуса и материального положения родителей.
Это и другие предложения были высказаны в ходе встречи многодетных матерей Алматы с депутатами парламента. По словам руководителя центра “Бакытты отбасы” Наурызбайского района Саны ЖАНДАЙ, список предложений составлен на основе наиболее распространенных проблем, с которыми многодетные матери чаще всего обращаются в госорганы и общественные организации. Самые животрепещущие вопросы касаются медобслуживания, образования детей и соцобеспечения.
В частности, многодетные матери просят внести изменения в правила медико-социальной экспертизы (МСЭ) относительно детей с особенными потребностями, а именно расширить перечень заболеваний, с которыми назначается инвалидность.
- Например, включить в список все виды эпилепсии, - пояснила психолог Светлана ПАК. - В перечне сейчас указана только эпилепсия с изменениями личности, все остальные виды не подразумевают инвалидности. К сожалению, многие мамы, имеющие детей с такими проблемами, не могут получить определенную группу инвалидности и, соответственно, иметь стопроцентное сопровождение и помощь. А препараты для эпилептиков дорогостоящие.
Еще одна проблема, которую просят решить многодетные матери, - это необходимость ежегодно подтверждать инвалидность. Да, есть категории заболеваний и увечий, которые поддаются лечению, но ведь есть и такие, которые, как говорится, навсегда, например люди с ампутированными конечностями. Логично, чтобы такой категории граждан инвалидность назначалась однажды и пожизненно.
Кроме того, женщины предлагают увеличить количество психологических и медико-педагогических консультаций и создать действующую систему сопровождения и информирования будущих родителей.
- Мы настоятельно рекомендуем усилить контроль за работой кабинетов планирования семьи, - отметила Сана Жандай. - Обязательным условием при постановке беременных женщин на учет должно быть прохождение базового обучения родителей в данном кабинете. Не прошла обучение - не встала на учет. Это, конечно, жестко, но нужно, потому что мамы должны быть информированы.
В сфере образования проблема заключается в том, что ребята из многодетных семей, особенно живущих на окраине Алматы, не имеют доступа к образовательным центрам. Например, для того чтобы ребенок дополнительно изучал английский язык, его нужно возить куда-то ближе к центру города, тратя на дорогу чуть ли не полдня. Эта проблема связана с отсутствием в том же Наурызбайском районе бизнес-центров, где компании могли бы открывать образовательные центры или курсы. И это при том, что жители центральных районов буквально стонут от засилья бизнес-центров, которые застройщики пытаются втиснуть на любой свободный клочок земли.
Участницы встречи также обратили внимание парламентариев на социальное неравенство в сфере образования: по их данным, расходы на одного ученика в интеллектуальных школах в шесть раз превышают оные в общеобразовательных.
- Это является источником социального неравенства, - считает Сана Жандай. - Почему наши дети не могут учиться так же, как дети, допустим, в Назарабаев Интеллектуальной школе?
Что касается соцобспечения, то здесь главный приоритет - жилье. Однако многодетные матери иногда не могут даже встать в очередь на квартиру, так как одним из условий является постоянная прописка в течение трех лет. Причем все члены семьи должны быть прописаны в одном месте. Но для многих это условие невыполнимо, так как прописывать у себя большое количество людей, пусть даже близких родственников, владельцы съемного жилья не хотят.
- Мы просим сделать исключение для социально уязвимых слоев населения и учитывать временную прописку, которая могла бы подтверждаться при посещении детьми детсада либо школы, - продолжила Сана Жандай. - Многие семьи по 10-15 лет живут в Алматы, дети ходят в садик, школу, но за это время не могут оформить постоянную прописку.
Но даже если многодетным семьям и удается встать в очередь на получение жилья, двигается она очень медленно - минимальный срок ожидания превышает 10 лет. Поэтому они предлагают разработать для них ипотечную программу с минимальной процентной ставкой, без первоначального взноса и с возможностью подтверждать факт трехлетнего проживания по временной прописке. Кроме того, участницы встречи попросили выделить дополнительные средства на жилищную программу “Бакытты отбасы”, увеличив сумму для многодетных семей до 500 млрд тенге.
Особая боль многодетных семей - льготы и пособия. Участницы встречи обратились к депутатам и присутствовавшему на встрече заместителю руководителя Алматинского городского управления социального благосостояния Данияру АЛЬКЕБАЙУЛЫ с просьбой обеспечить льготный проезд для всех многодетных матерей, а не только для обладательниц подвесок “Алтын алќа” и “Кџміс алќа”. Помимо этого они просят пересмотреть порядок получения гарантированного соцпакета для детей из малообеспеченных семей, дав возможность матерям самим выбирать продукты исходя из выделенной суммы.
Наконец, еще одна инициатива, с которой выступили многодетные матери: назначать пособие на каждого казахстанского ребенка независимо от статуса и доходов родителей.
- Предлагаем убрать все виды пособий и выплат и ввести единую социальную поддержку в виде детского пособия на каждого ребенка в Казахстане от рождения до достижения им 18 лет, что повысит социальный статус каждой семьи, исключит коррупционные схемы получения пособий и выплат, - сказала Сана Жандай.
Подводя итоги встречи, депутат мажилиса Ерлан СМАЙЛОВ пообещал отработать каждое высказанное многодетными матерями предложение.
- Правительство смотрит на социальную сферу как на затратную, - сказал он. - Оно думает: есть группа людей, которым все время надо что-то давать, пособия например. На самом деле это путь в никуда. Мы таким образом задачи модернизации и развития страны не решим. Необходим концептуальный пересмотр. Нужны инвестиции в человеческий капитал. Дороже всего дети! И когда правительство говорит, что нет денег поднять доходы населения, увеличить выплаты, сделать бесплатную инфраструктуру детского спорта, детского досуга, - это не так. Деньги есть.
Почему деньги есть, например, на легкорельсовый транспорт (ЛРТ)? В Нур-Султане основы для ЛРТ - это памятники коррупции. Все время говорят, что там и тут чиновники попались на госзакупе. На это есть деньги. Если проанализировать отчеты Счетного комитета по госпрограммам, то, например, с 2010 по 2019 год на программу индустриально-инновационного развития потратили 5,03 трлн тенге. Из них только 15 процентов потратили на достижение прямых целей (заводы, фабрики), остальные 85 - на косвенные мероприятия (мониторинг, оценка, публикации). Семь госпрограмм оценил Счетный комитет, и выяснилось, что окупаемость одного вложенного тенге составляет всего 90 тиынов. Где эффективность? Почему у государства есть деньги помогать банкам, олигархам? Почему есть возможность крупным корпорациям давать льготный налоговый режим? Деньги у государства есть, просто надо правильно их посчитать! - заключил свой пламенный спич парламентарий.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы