4037

И гаснет свет...

В последнее время в Казахстане участились аварийные отключения электроэнергии. С чем это связано?

И гаснет свет...

Физический износ электросетей в стране уже достиг 60-85 процентов. При этом количество потребления электроэнергии растет ежегодно на 2-3 процента.

Сбой в сетях

Жители разных районов Алматы часто жалуются на то, что внезапно пропадает свет в микрорайонах “Орбита”, “Аксай”, “Тастак”, “Коктем” - всех и не перечислишь. Проблема достаточно острая, ведь в условиях пандемии коронавируса многие казахстанцы, не говоря уже об алматинцах, и работают, и учатся, не покидая своих квартир. При этом мало у кого дома есть источники бесперебойного электропитания, как в крупных компаниях.

Местные энергетики в большинстве случаев отрицают свою причастность к авариям. Виноваты или соседние страны, или погодные условия, или износ сетей, ремонт которых постоянно заложен в тариф для потребителей в так называемой инвестиционной программе.

Далеко ходить не будем: 5 января часть потребителей юга Казахстана осталась без света. Объем ограничений по Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Карагандинской и Туркестанской областям Казахстана составил тогда 959 мегаватт. В АО KEGOC на это ответили: отключение электроэнергии произошло в связи с неполадками в энергосистеме соседнего Узбекистана. Он возоб­новил в последние два года импорт электроэнергии из стран Центральной Азии для удовлетворения потребностей населения и промышленности, особенно в зимнее время. А сети-то еще советские у них...

Другой случай. 10 и 11 января этого года произошли отключения отдельных воздушных линий и оборудования на подстанциях АО “Сам­рук-Энерго” и в региональных сетях. Из-за этого начались перебои с электричеством у потребителей сразу двух областей страны - Атырауской и Мангистауской. Правда, причиной назвали… аномальные погодные явления - дождь, снег и гололед.

Масштабные аварии не остались без внимания президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА. На заседании правительства 26 января он отметил недостаточно надежную работу изолированной энергосистемы: “Последнее время из-за исторической зависимости от энергосистем соседних стран участились случаи перебоев электроснабжения в южных регионах. Произошедшая 10 января авария в энергосистеме Западного Казахстана показала недостаточно надежную работу изолированной энергосистемы данного региона”.

Президент поручил тогда правительству в кратчайшие сроки начать работу по усилению южной зоны электроэнергетической сис­темы, а также разработать схему усиления транзитных связей между западными областями страны. “Принимая во внимание прогнозируемый дефицит электрической мощности к 2027 году, поручаю правительству разработать энергетический баланс Казахстана до 2035 года”, - сказал он.

При профиците откуда дефицит?

В Казахстане профицит электроэнергии, то есть избыток. Об этом недавно заявил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик ЖУМАНГАРИН, выступая на Open Spaсe по развитию конкуренции на рынке электрической энергии.

- На сегодняшний день ситуация по электроэнергии пока профицитная - 106 млрд кВт/ч мы производим, 105 потребляем. Но, - заметил он, - специалисты говорят, и ни для кого уже не секрет, что в ближайшие два-три года мы войдем в зону дефицита. Это значит, что у нас производства собственной электроэнергии будет не хватать.

Кроме того, Жумангарин отметил, что помимо строительства новых мощностей важным подспорьем для покрытия дефицита будет Евразийский экономический союз. Напомним: общий рынок энергоносителей ЕАЭС заработает в 2025 году.

А недавно подвело итоги деятельности за прошлый год АО “Самрук-Энерго”. По его данным, компания увеличила производство электрической энергии до 31,4 млрд кВт/ч, а это выше показателей 2019 года на 1,2 млрд кВт/ч.

- Выручка по итогам 2020 года составила 281,9 млрд тенге. Это больше на 38,2 млрд тенге, или на 16 процентов, по сравнению с 2019 годом. Рост был достигнут за счет увеличения объемов продаж электроэнергии и реализации мощности, - сообщил на онлайн-брифинге управляющий директор по экономике и финансам электроэнергетической нацкомпании Айдар РЫСКУЛОВ.

Управляющий директор по развитию и продажам АО “Сам­рук-Энерго” Марат УЛДАНОВ поделился производственными результатами прошлого года: компания экспортировала 859 млн кВт/ч, в том числе в Кыргызстан - 52 млн, в Узбекистан - 807 млн.

- За прошлый год выручка по экспорту составила 21,4 млн долларов, - добавил Улданов.

При этом он заявил: Казахстан экспортирует электроэнергию только при полном удовлетворении внутреннего спроса и возникновении профицита в энергосистеме. Так что экспорт электроэнергии не влияет на аварийные отключения внутри страны.

Раз все так замечательно, почему же в домах казахстанцев гаснет свет, как в кризисные 90-е?

Как отметил Жумангарин, основным потребителем электро­энергии являются промышленность (58 процентов) и жилищно-коммунальное хозяйство (22 процента). А вот потери в сетях составляют 14 процентов. И это одна из весомых причин.

- Потери достаточно высоки, это естественные физические процессы. Кроме того, потери связаны с износом оборудования. Главная часть потерь - это передача по воздушным линиям, к примеру эффект короны. Потери возникают и в трансформаторах. Задача на рынке всегда стоит в уменьшении потерь, и так или иначе она достигается, - отметил Жумангарин.

В свою очередь Рыскулов назвал причиной роста аварийных отключений электричества физический износ сетей, в некоторых регионах Казахстана он достиг 60-85 процентов. А между тем количество потребления электроэнергии в республике растет ежегодно на 2-3 процента. На юге страны в прошлом году зафиксирован рост потребления даже до 8 процентов.

Однако инженер, председатель общественной комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алматинского городского совета ветеранов Шамиль ГИЗАТУЛИН считает, что сбои в электросетях происходят в первую очередь из-за неправильной, бестолковой эксплуатации и уже потом, как следствие, из-за перегрузки.

- Нормально построенные и эксплуатируемые сети могут отключиться только в режиме ЧС. Другого им не дано, - утверждает эксперт.

Член рабочей группы по выработке предложений и мониторингу тарифообразования при управлении энергоэффективности и инфраструктурного развития Алматы экономист Марат АБДУРАХМАНОВ сообщил “Времени”: мощностей не хватает уже сейчас, потому что только в одном нашем городе ежегодно возводят большое количество новостроек, а значит, растет новое количество потребителей.

Следует проверить реальное исполнение этой программы за прошлые годы. В 2009 году нам подняли тариф якобы на энергокольцо вокруг Алматы. Но в итоге его построили на бюджетные деньги. Однако деньги собирать с потребителей продолжили: изменили методику тарифа, ввели в него допустимый уровень прибыли на сети. Зачем, если мы уже все оплатили? А во время аварии отключились сети, которые или неправильно эксплуатировались, или часть их существует только на бумаге, - сказал экс­перт.

По оценке руководителя Казахстанской электроэнергетической ассоциации Аскербека КУАНЫШБАЕВА, наша страна нуждается в строительстве маневренных мощностей как минимум на 1-1,5 тыс. мегаватт. Зачем нужны эти мощности? Они помогают покрыть скачки потребления в пиковые часы и стабилизировать подачу электроэнергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками энергии.

Кстати, Улданов отметил, что сейчас акимат Алматы как раз разрабатывает схему электрических сетей с развитием до 2030 года. В этой схеме будут учтены вводимые мощности. Но будет ли это гарантией от внезапных отключений электроэнергии - вот вопрос!

Только цифры
- В Казахстане действуют 155 электростанций, 69 процентов из них угольные, 9 процентов - гидроэлектростанции. Развивается сеть возобновляемых источников
электроэнергии.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть