10032

Ох уж эти гаджеты!..

Нужно ли вводить ограничение на использование сотовых телефонов в школах?

Ох уж эти гаджеты!..

На сайте электронного правительства выставлен проект приказа “Об утверждении перечня предметов и веществ, запрещенных к вносу, ограниченных для использования в организациях образования и на их территориях”. Именно там в части, касающейся ограничений, речь идет об использовании любых мобильных устройств: телефонов, планшетов, плееров, “за исключением случаев использования в учебно-воспитательном процессе по разрешению педагога”.

Обсуждение продлится до 25 января. Тогда в Министерстве образования и науки окончательно решат, каким будет этот документ, и отправят его на согласование и подпись. Пока же любой гражданин может найти его в разделе “Открытые НПА” и оставить комментарии.

Большинство из тех, кто это уже сделал, против нововведения. Правда, при этом они пишут о полном запрете использовать сотки. На это в МОН отвечают всем несогласным одинаково: “Просим обратить внимание, что запрет и ограничение - это разные понятия. Министерство не рассматривает вопрос о запрете использования детьми смартфонов. Про запрет никто не говорит. Относительно определенных ограничений каждая школа будет принимать решение по согласованию с попечительскими, педагогическими советами и родительским комитетом. Так было всегда”.

Действительно, было всегда и решалось на уровне школы с большим или меньшим успехом. Тем более странно, что сейчас понадобилось регулировать эти моменты министерским распоряжением. Неужели приказ сможет сделать то, что не удается практически никому: оторвать детей от гаджетов?

Несвоевременно и неэффективно

Руководитель центра детской безопасности “Ангел”, член международного сообщества по предотвращению насилия и пренебрежительного обращения с детьми ISPCAN Зарина ДЖУМАГУЛОВА обозначила свою позицию так:

- Я считаю, что эти ограничения несвоевременны. Сейчас идет нашумевшее обсуждение законопроекта о семейно-бытовом насилии. Родительское сообщество раздражено. Оно скептически настроено по отношению не только к разработчикам законопроекта, но и ко всей государственной системе в целом. Попытки усилить контроль, ввести ограничения, любое вмешательство в дела семьи и ребенка воспринимаются в штыки.

Страсти кипят. И на этом фоне не стоит говорить о том, что детям нельзя будет проносить мобильные телефоны в класс или школу. Это не та проблема, которая назрела настолько остро, что ее решение не терпит отлагательств. Неужели кто-то думает, что если мы заберем у детей гаджеты, то успеваемость сразу пойдет в гору, а буллинг исчезнет? Нет, конечно.

Не секрет, что в школах есть факты травли со стороны не только других детей, но и учителей. Зачас­тую единственная возможность доказать это - снять все на телефон. Да, такое видео не станет доказательством в суде, но появится основание провести в школе проверку, поэтому важнее не ограничивать, а формировать безопас­ную среду в школах: проводить системные мероприятия, обучать педагогов и персонал школы, который взаимодействует с детьми и родителями. Они должны знать, что каждый из нас может сделать так, чтобы в школах не было буллинга.

Эта мера не только несвоевременна, но и неэффективна. Я уверена, что современные дети обойдут эти ограничения в два счета. Но школа, которая на входе будет лишать детей мобильников, продемонстрирует закрытость. Мы, взрослые, заходим в отделение полиции или прокуратуру, и у нас забирают сотовые телефоны. Как мы себя чувствуем в этот момент? Некомфортно. Нас лишают возможности вовремя воспользоваться какими-то данными, провести фото- и видеофиксацию. Вдруг будут нарушать наши права, а мы не сможем этого нигде доказать? Те же чувства возникают и у ребенка.

- Вопрос еще и в том, как будут интерпретировать приказ: забирать телефоны на входе, как вы предположили, в классе, попросят оставлять их в специальных ящиках...

- Мне кажется, пользование телефонами - это вопрос, который каждая школа способна решить самостоятельно. Для этого не нужны приказы Минобра. Достаточно умения контактировать с родительским сообществом и детьми. В каждой школе есть попечительские советы. Если они действительно работают и выражают мнение большинства, это очень хорошая практика. Пусть они установят правила. Или сами педагоги договорятся с учениками. Я понимаю, когда они говорят, что телефоны и залипающие в смартфонах дети мешают вести урок. Давайте введем правила класса и будем убирать их в рюкзаки или сдавать на время учителю. Это вопрос договоренности и дисциплины. И это не проблема, а следствие. Почему дети зависают в гаджетах ? Им неинтересно на уроках. Да, они могут быть зависимы от телефонов. Но, опять же, в школе работают педагоги - специально обученные люди, которые, по идее, должны уметь заинтересовать детей. Если они с этим не справляются, остается ограничение - самая последняя мера принуждения к тому, чтобы ребенок проявлял внимание к учебе.

Воспитать цифровую грамотность

Елена МАЖИБАЕВА, учитель:

- Мобильные телефоны, если дети используют их бесконтрольно, действительно мешают учителю работать. Посреди урока может раздаться звонок, ребенок встанет и скажет: “Это мама, мне надо выйти поговорить”. А когда вернется, окажется, что она просто хотела спросить, как дела. Есть родители, которые советуют детям записывать на аудио все, что происходит, а потом прослушивают, пытаясь найти, к чему бы придраться, вмешиваются в учебный процесс.

Мне кажется, все это так же, как и жесткие запреты, не тот путь, который стоило бы выбирать. Нам нужно с малых лет воспитывать в своих детях цифровую грамотность. Учить их относиться к этому по-взрослому. И это касается умения не только искать нужную информацию или делать видео, но и использовать смартфоны так, чтобы это не мешало другим. Мы ведь говорим ребенку, что нельзя оскорблять или бить других, учим их проявлять уважение к окружающим.

Так почему же мы с детства не рассказываем о том, что во время уроков нельзя звонить или играть в мобильные игры? Пользоваться ими можно только с разрешения учителя и для того, чтобы найти нужную информацию. Здесь очень важны голос родителей, их помощь и контроль. Они и педагог должны договориться, и тогда не будет проблем.

Маме или отцу всегда проще повлиять на своего ребенка. И мы должны быть с ними заодно.

Разговаривать, а не кричать и запрещать

Медет УСЕРОВ, юрист:

- Используя мобильный телефон, ребенок многому может научиться. Я в этом убежден, поэтому не поддерживаю ограничения, о которых идет речь. Они в первую очередь касаются вопроса школьной дисциплины. Я вместе со своими студентами бываю в разных школах, где говорю с детьми об их правах.

Очень часто нас спрашивают, имеет ли учитель право забирать мобильный телефон. Мы отвечаем: “Нет, не имеет”. Но добавляем: “И вы не имеете права пользоваться им во время уроков без разрешения преподавателя”. Есть регламент школы, который должны знать все, там это зафиксировано. Другое дело, почему вам о нем не рассказали или вы сами не поинтересовались этим.

Как видите, использование мобильных телефонов в школах - это вопрос умения выстроить диалог всех сторон, участвующих в процессе: администрации школы, педагогов, родителей, детей. Увы, это происходит не всегда. И нельзя все замыкать только на школе. Многие вещи должны исходить из семьи. Мои сыновья берут на учебу смартфоны, но знают, что пользоваться ими можно только на перемене. Мы проговаривали это.

Ко мне однажды обратились родители семиклассницы, которой устроили бойкот из-за того, что она единственная ходила с кнопочным телефоном, у остальных были смартфоны. Но, опять же, это дело родителей и педагогов объяснять, что так вести себя нельзя. Причина ведь не в самом телефоне. Забрав его, проблему мы не решим. Соревноваться и выяснять, кто круче, можно и вне стен школы. Нужно разговаривать с детьми, а не кричать на них и запрещать. Менять их сознание и отношение к окружающим. Это гораздо важнее.

Что касается списывания. Вспомните ЕНТ, во время которого, несмотря на строгие меры контроля, ловят выпускников, использующих телефоны. Или госслужащих, которым запрещали пользоваться смартфонами на рабочем месте. Они оставляли в ячейке на проходной один телефон, а второй спокойно проносили. Вот доказательство того, что в подобных ограничениях нет смысла. Он в том, чтобы разговаривать с детьми и правильно доносить до них регламент школы.

Делу время, смартфону - перемена

Аружан САИН, уполномоченный по правам ребенка в Казахстане:

- Как следует из ответа МОН, на все комментарии на сайте электронного правительства, на использование в школах смартфонов вводится не полный запрет, а ограничения для определенных случаев. Например, чтобы дети не отвлекались на игры или переписку с друзьями во время уроков или чтобы не использовали подсказки во время тестов или контрольных.

Как мама дочерей-школьниц я понимаю (и принимаю!) эту позицию МОН и педагогов, ведь задача - дать детям знания, думать самостоятельно, понимать суть науки, предметов, а не научиться списывать с интернет-ресурсов.

По сути, сейчас эта норма под­разумевает, что решение будет принимать образовательное учреж­дение, через попечительские советы и родительские комитеты, как будет решаться вопрос с использованием этих устройств в школах, где учатся их дети. Например, будут разрешать пользоваться смартфонами не на уроках, а на перемене - пожалуйста.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира Третьякова и предоставлены спикерами, Алматы

Поделиться
Класснуть