3651

Колыбель надежды

В Алматинской области появился первый беби-бокс, в котором мать может оставить младенца. Инициаторы идеи ответили на вопросы, зачем это нужно и как все работает.

Колыбель надежды

Попытки открыть что-то подобное в Казахстане уже были. Я помню, как эту идею бурно обсуждали лет 15 назад: планировали, где беби-боксы могли бы по­явиться и по какому принципу работать. Но тогда ее попросту заговорили - противников у такого способа спасать младенцев всегда было предостаточно. Их основной аргумент: такие боксы не помогают, а провоцируют мать оставить своего ребенка. Звучал он всякий раз, когда кто-нибудь из экспертов (как правило, после очередного громкого случая, связанного с младенцем, которого нашли в мусорном баке или канаве) возвращался к этой теме.

В этот раз все пошло по другому сценарию: вместо того чтобы предлагать, несколько общественных организаций объединились, сделали и показали результат - первый в Казахстане проект “Yмiт бесiгi” (“Колыбель надежды”). Появился он в Алматинской области на территории Енбекшиказахской межрайонной многопрофильной больницы в городе Есике.

Внешне бокс похож на обычный киоск. Камеры видеонаблюдения есть только внутри так называемого окна - отсека, в который мать кладет ребенка. Нужны они для того, чтобы фиксировать, в каком состоянии младенец был в этот момент. Сама же женщина сохраняет анонимность. Она подходит к “Колыбели надежды”, открывает окно, кладет ребенка внутрь и берет письмо, которое оставляют специально для нее. В конверте подробная инструкция на тот случай, если мать передумает и решит вернуть малыша. Но сделать это сразу же не получится. Как только женщина закроет бокс, дверца заблокируется снаружи, а в больнице сработает тревожная кнопка. Малыша в течение нескольких минут должна забрать медсестра и передать в реанимацию.

- Мы не агитируем женщин бросать детей, а совсем наоборот. Наш проект - профилактика подобных случаев, именно поэтому мы консолидировали усилия нескольких кризисных центров. Но бывают ситуации, когда превентивные меры не работают. Тогда крайняя мера - вот такие устройства, которые функ­ционируют в разных странах мира и спасают жизни малышей, - рассказала на презентации проекта одна из организаторов, представитель фонда Aspan space Индира ДЖАКУБЕКОВА. - Оставив ребенка в “Колыбели наде­жды”, мать снимает с себя уголовную ответственность, которая возникает, когда младенца бросают на улице. Мы ни в коем случае не осуж­даем женщину, понимаем, что это отчаянный шаг, и даем шанс все исправить. Мать, оставившая ребенка, в течение трех месяцев имеет право заявить о своих родительских правах. Ей нужно будет обратиться в полицию или органы опеки, предъявить документы малыша (иногда бывает, что они есть) или сдать анализ ДНК, который подтвердит материнство. Делать его будут за счет государства.

Индира ДЖАКУБЕКОВА.

- Если женщина одумается не через два или три месяца, а, скажем, через полгода?

- В таком случае забрать ребенка будет сложнее. Он уже будет находиться в доме малютки, ему оформят документы, возможно, успеют передать на усыновление. Если малыш все еще будет под опекой государства, женщине придется самостоятельно доказывать материнство и право воспитывать ребенка. Обратите внимание: на боксе указаны контакты кризис­ных центров, работает круглосуточная “горячая линия” - мы даем максимум информации матери, предлагаем ей варианты решения проблемы и предупреждаем о последствиях.

- А почему для эксперимента выбрали именно есикскую больницу?

- Для нас важно устанавливать такие боксы в тех регионах, где такие случаи происходят. Понимая, что госструктуры относятся к этому настороженно, мы вели переговоры с частной больницей в Алматинской области. Но когда начали работать, в регионе две матери оставили на улице своих детей. Мы обратились к главному врачу Енбекшиказахской межрайонной многопрофильной больницы, и она пошла нам навстречу. Такие боксы нужны и в других регионах. Сейчас думаем о том, куда двигаться дальше, какая область первой пойдет на контакт.

Аргумент “вы провоцируете женщин” прозвучит и в этот раз. Правда, задним числом. Бокс уже есть. И относиться к проекту будут по-разному. Но процесс пошел. Организаторы ведут переговоры еще с несколькими регионами, которые в последнее время попадали в новости с историями про брошенных младенцев. Многие пока выжидают: важно, какой будет реакция, и властей в том числе, на “Колыбель надежды” в Алматинской области. Но эксперты уверены, что отступать уже некуда.

- Точной статистики нет. Но мы видим, что начиная с 2015 года случаев, когда брошенных младенцев находили на улице, становится все больше, - говорит одна из участниц проекта, руководитель Лиги женщин творческой инициативы Асия ХАЙРУЛЛИНА. 

Асия ХАЙРУЛЛИНА.

- Когда мы готовили этот проект, вели диалог с различными государственными органами, которые отвечают за защиту детей и их прав. И однажды нам сказали: “ООН не рекомендует устанавливать такие боксы”. Мол, это приводит к анонимному родительству и нарушает право ребенка на семью. Но, простите, приоритетом должно стать его право на жизнь. Почему-то критики идеи забывают об этом. Мы любим сравнивать Казахстан со странами, где прекрасно работают органы профилактики и соцзащиты, но, пока не достигли таких же успехов, нужно думать, как спасать детей. Мы же осуждаем женщину, решившую бросить младенца в мусорный бак, мужчину, отказавшегося и от нее, и от ребенка, и семью, которая по каким-то причинам не захотела или не смогла ей помочь. Главное не это, главное - жизнь маленького человека.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть