Операция “тайный клиент”
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН, прикинувшись обычным гражданином, посетил Центр обслуживания населения. Увидев, сколько там недостатков и откровенных нарушений, он извинился перед людьми за то, что раньше не проверил работу ЦОНов инкогнито.
О результатах своего эксперимента глава МЦРИАП рассказал в своем аккаунте в Facebook. “В очередной раз понял: ездить, когда тебя не ждут, - самый эффективный способ ознакомиться с обстановкой”, - сделал вывод министр.
Мусин обнаружил возле ЦОНов, как он сам выразился, “помогаек” - ларьки, где ушлые ребята за деньги предлагают гражданам создать электронную цифровую подпись и получить услуги портала egov.kz.
“В период пика пандемии закрыли зоны самообслуживания в ЦОНах, но сейчас уже видно, что это было далеко не правильное решение. Ведь люди в этих ларьках теперь толпятся, риск заражения никуда не ушел, еще и деньги теперь приходится платить за услуги, которые получали бесплатно”, - отметил министр.
В этой связи он принял решение в течение недели восстановить все зоны самообслуживания. Министр считает, что лучше в ЦОНах работать над санитарной обстановкой и контролировать ее, чем просто делать вид, будто помогаем в борьбе с пандемией.
По его словам, санузлы ЦОНов оставляют желать лучшего, поэтому в ближайшее время выделят деньги на их ремонт. Кроме того, отныне эти туалеты будут фотографировать каждый час и отправлять фотоотчеты руководителям и в ситуационный центр. “Также поручил региональных и районных руководителей НАО “Правительство для граждан” лишить роскошных кабинетов с отдельными персональными санузлами. Руководитель с клиентом должны ходить в один санузел, тогда, думаю, ситуация будет другая”, - указал Мусин.
Возмутила его и толпа около ресепшен, которая возникает из-за того, что талон выдают только после консультации. Поэтому глава МЦРИАП решил по востребованным госуслугам сделать отдельные лендинг-страницы со всеми подсказками типа таких: “что делать, когда потерял удостоверение?”, “что делать, когда у тебя по прописке в квартире обнаружен незнакомый человек?” и так далее.
А для распечатки справок вернут инфокиоски, куда можно вставить удостоверение, отсканировать его и затем распечатать любую справку или подать заявку на услугу.
Проверил министр и то, как идет процесс оформления удостоверения личности. При фотографировании человеку приходится вставать со стула и смотреть в монитор оператора, что неудобно. “Решено: поставить везде вторые мониторы! Это решение, по идее, было закреплено в стандарте в 2013 году! Приходится восстанавливать то, что внедрял еще в 2013-м!!!” - негодует Мусин. А чтобы узнать, готов ли документ, гражданину приходится звонить в ЦОН, хотя еще в 2008 году внедрили смс-уведомление, но затем, получается, кто-то его отменил. По распоряжению министра в кратчайшие сроки восстановят этот сервис.
Бесполезным назвал руководитель цифрового ведомства бронирование очереди в ЦОНы, потому что приходят и проходят в центр все на равных условиях, не соблюдая очередности, поэтому не обходится без ругани и ссор. В этой связи он принял решение сделать бронирование обязательным только тогда, когда фокус-группа, в которую войдут люди разных возрастов, сможет ею воспользоваться.
В заключение своего поста министр обратился к казахстанцам:
“Извините, что раньше не пошел по ЦОНам. Ходил, но инкогнито не получалось. Да и в целом приоритетно работал с командой еGov. Думал о переводе в онлайн всех услуг, чтобы вообще надобности ходить в ЦОН не было. Но признаю, что для взрослого поколения поход в ЦОН пока намного естественнее, поэтому будем дальше работать над комфортом при оказании услуг!”
Лэйла ТАСТАНОВА, фото со страницы в Facebook Багдата Мусина, Нур-Султан