Из общего котла
Как справедливо распределить национальный доход, обсудили на площадке аналитической группы КИПР.
- Надо рассматривать государство как акционерное общество, где каждый гражданин по сути своего рождения является акционером и имеет какую-то долю от того имущества, которое есть в государстве, - привел аналогию политолог Марат ШИБУТОВ, чтобы доходчивее пояснить, о чем речь.
- Прежде всего это земля, это недра, это различные другие природные ресурсы, это транзитное положение, за которое тоже взимаются деньги.
А справедливо ли распределяется национальный доход в Казахстане? Экономист Касымхан КАППАРОВ предлагает посмотреть на этот вопрос с точки зрения равенства прав и возможностей.
- Это прописано в Конституции, это общественный договор, который должен исполняться, - сказал он. - Поэтому когда мы видим, что у нас в сельских школах отдаленных областей дети на два года отстают от ребят из больших городов, то понимаем, что с этим механизмом что-то не так.
Говоря о том, как добиться, чтобы все граждане Казахстана могли получить свою долю от использования национальных ресурсов, депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ заявил, что правительство тут плохой распределитель: нужно ориентироваться на мнение большинства, рупором которого выступают парламент и маслихаты.
- В моем понимании это политические реформы, усиление роли парламентской оппозиции и жесткий контроль распределения бюджетных средств, - говорит он. - Потому что бюджет должен быть не бюджетом развития каких-то узкоклановых олигархических групп, а бюджетом развития страны, народа.
Марат Шибутов считает, что для справедливого распределения нацдохода государство должно перестать поддерживать крупный бизнес:
- У нас “бизнес-ориентированный” бюджет. Около 300-400 миллиардов тенге каждый год вливается в подведомственные организации - в квазигосударственный сектор. Еще идут вливания по программам в рамках, допустим, программы занятости, “Дорожной карты бизнеса” и т. д. Написано развитие медицины, еще чего-то, а на самом деле это поддержка определенного круга. Это 20-40 компаний, которые участвуют везде, и мы их постоянно поддерживаем. У нас даже не “бизнес-ориентированнный”, а “определенно-бизнес-ориентированный” бюджет. То есть получает не весь бизнес, а именно этот. При этом обычный бизнес не имеет доступа ни к госзакупкам, ни к льготам, зато с него требуют маркировку, сборы со стороны нацоператоров, налоги, проверки, администрирование. А когда мы перестанем вливать около 1,5 триллиона в бизнес-бюджет, высвободятся деньги для людей.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы