3782

Жизнь после нефти

Разбираем самые ключевые, на взгляд нашего обозревателя, тезисы послания главы государства народу Казахстана

Жизнь после нефти

Предыдущее послание президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, как и это, прозвучало в первый после Дня Конституции рабочий день. Эта дата важна, потому что послание - это мостик, перебрасываемый главой государства между текущей деятельностью правительства и парламента и долгосрочными программами, самое время успеть внести и выполнить новые вводные на этот год и сверстать бюджет на следующий.

Одним коротким обзором нам все послание никак не охватить, но главное было сказано в самом начале: нефтяной суперцикл закончился, создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен.

При этом экономика обязана работать на повышение благосостояния народа (эти слова в рамочку).

А перед этим прямо в лоб сказано о реформе госуправления, начиная с создания в непосредственном подчинении президенту Агентства по стратегическому планированию и реформам и Агентства по защите и развитию конкуренции. Давно пора.

Вообще, про монополизм и борьбу с ним президентом сказано тоже в лоб: “Многие рыночные ниши плотно “забетонированы”, предприниматели не могут войти в рынок, а если и сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам. Антиконкурентные проявления сохраняются повсюду: рынок угля, электроэнергии, нефтепродуктов, связи, фармацевтических препаратов, услуги аэропортов, услуги ЖКХ, логистики. Список можно продолжать. На региональном уровне главной составляющей коммерческого успеха зачастую является административный ресурс. Требуется навести порядок с биржевой торговлей, и в первую очередь в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля. Имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима”.

Ключевая же новация среди создаваемых главой государства структур в его непосредственном подчинении - высший президентский совет по реформам, решения которого станут окончательными.

Соответственно, прекращается подготовка государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов с переходом на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. Мы только за.

В целом стратегическое управление и планирование со всей вытекающей из этого ответственностью президент берет на себя, за правительством - исполнение. И это правильно.

Смело сказано и вообще про госбюрократию. Пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать: в этом году - на 10 процентов, а в следующем - еще на 15. За счет сэкономленных средств будет повышена заработная плата оставшимся работникам.

Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого. Недопонимание этого вопроса ведет к отрицательной селекции, потере компетенций, инициативы и, самое главное, к коррупции.

Вот эти две фразы тоже стоило бы взять в рамочку.

И еще смелая новация, точнее, возврат к хорошо забытому старому: упраздняется институт ответственных секретарей, чем восстанавливается единоначалие в министерствах.

Энергично сказано про квазигоссектор: в стране функционируют десятки национальных компаний и десятки тысяч государственных предприятий. И пора разобраться: это акционерные общества, озабоченные извлечением прибыли, или, коль скоро им передаются государственные функции, их деятельность должна носить сугубо сервисный, вспомогательный характер для граждан и экономики? Президент, разумеется, за такой подход.

А на переходе к собственно экономике такой заслуживающий полного цитирования посыл Токаева: “Следует по-новому подойти к денежно-кредитной политике. Мы столкнулись с кризисом доверия к тенге со стороны национальных и международных инвесторов. Низкий уровень диверсификации экономики и высокая волатильность курса сдерживают приток иностранных инвестиций, особенно в несырьевые сектора. Свою негативную роль играют и проблемы регулирования валютного рынка, движения капитала. Значительная часть экспортной выручки даже не заходит на внутренний валютный рынок, оставаясь за рубежом”.

Здесь не утерпим и добавим наш расширенный комментарий. Поскольку главный источник средств в казахстанской экономике - внешний, вот это утверждение - об остающейся за рубежом валюте - ключевое. Мало того что наша экономика чересчур зависит от внешних обстоятельств, так в этом году к нам “оттуда” прилетели сразу два “черных лебедя”: помимо коронавируса это еще и падение мировых нефтяных цен. И все это наложилось на наш собственный расшатанный той же хронической внешней зависимостью иммунитет.

О чем речь? А вот посмотрим внешний платежный баланс по вполне благополучному еще насчет пандемии и нефтяных цен прошлому году: экспорт -

65,6 млрд долларов, импорт -

50,1 млрд. Зазор не так уж и велик, а ведь импорт - это реальная стоимость всего закупаемого за границей, тогда как по графе “Экспорт” идет лишь то, что экспортеры возвращают в страну для внутренних платежей. Сколько оседает у “связанной стороны” за границей, можем лишь предполагать, но понятно, что немало.

А теперь - внимание: есть еще строка “Баланс доходов”, и по ней в прошлом году значилось… минус 22 млрд долларов в результате общий счет текущих операций вышел на минус 6,5 млрд долларов. Пояснение: двадцать два миллиарда - это итоговая разница между тем, что казахстанская экономика и правительство получили от своих вложений за рубеж, и тем, что вывели из нашей экономики иностранные инвесторы и кредиторы.

Как видите, более трети всей экспортной выручки ушло за границу как плата за то, что в Казахстане есть Нацио­нальный банк, но нет ни национального кредита, ни национальных инвестиций. А итоговые минус шесть с половиной миллиардов долларов по счету текущих операций означают, что их пришлось компенсировать очередным наращиванием и без того слишком дорого обходящейся нам внешней зависимости.

А еще отрицательный счет платежного баланса означает, что тенге под давлением будет терять вес.

А теперь платежный баланс за первую половину этого года: экспорт - 28,3 млрд, импорт -

0,2 млрд, баланс доходов минус

6 млрд долларов, счет текущих операций - плюс 2,1 млрд. Казалось бы, можно перевести дух, общее сальдо положительное. Но исключительно за счет тормозного эффекта: экспорт составил только 88 процентов от того же периода год назад, импорт - 89 процентов, а вот вывоз доходов… лишь 53 процента. Но станут ли иностранные инвесторы и кредиторы и дальше так тормозить и как долго национальная экономики сможет выдерживать сжатие внешнеэкономического цикла?

Между тем республиканский бюджет на этот год, откорректированный в марте, то есть уже по факту коронавируса, падения нефтяных цен и чрезвычайного положения, составлен в весьма напряженных пропорциях: поступления - 11,7 трлн тенге, расходы - 13,8 трлн, итого: дефицит - 2,4 трлн, или 3,5 процента от ВВП, тогда как допустимыми считаются 2,5 процента. К тому же в поступления заложен повышенный до 4770 млрд тенге трансферт из Национального фонда, а это почти 41 процент от всей доходной части. При том, между прочим, что поступления в сам Нацфонд на 2020 год запланированы величиной 2651 млрд тенге. То есть расходование Нацио­нального фонда ускоряется.

Правда, с доходами все пока неплохо: за первые два квартала в республиканский и местный бюджеты собрано уже 7092 млрд тенге. Однако и расходы требуют своего: потрачено 7900 млрд, сальдо - минус 808 млрд тенге. А это новые заимствования правительства, то есть погружение в еще большие долговые выплаты.

Более чем напряженное положение и с показателями ВВП: бюджет составлен в расчете на валовой продукт, круглым счетом 70 трлн тенге, тогда как за первые два квартала получилось пока только 27,7 трлн. Процент давайте не подсчитывать, чтобы не расстраиваться.

Но в послании широко расписаны поручения и правительству, и Национальному банку, что поддерживать и какие направления финансировать. И здесь мы бы выделили еще один принципиальный момент послания. Вот цитата: “Банки не торопятся кредитовать реальную экономику, поскольку имеют хорошую возможность зарабатывать на валютном рынке и инструментах Нацбанка. Поручаю принять меры по переориентации данной ликвидности на кредитование бизнеса и прекращению валютных спекуляций”.

И там же еще один важный посыл: упор не на потребительское, а на производственное кредитование.

Иллюстрируем: объем банковских кредитов на август составил 13,9 трлн тенге, это меньше 20 процентов предполагаемого ВВП - в разы меньше положенного. Так мало того, из этого крайне недостаточного объема на всю промышленность пришлось только 13,4 процента, на строительство - 4,9 процента, а на все сельское хозяйство… 0,3 процента. Куда пошло остальное? На торговлю и потребительское кредитование. Вот почему в послании эта проблема и выделена.

Далее, помимо проблемной экономики и копящего долги населения у казахстанских банков есть гораздо более надежный и выгодный заемщик… Национальный банк. Да, именно так, наш Нацбанк не кредитор первой инстанции, как в нормальных экономиках, а сам занимает деньги у банков второго уровня. На август, например, обязательства НБ перед БВУ составили 3,9 трлн тенге. Это и депозиты, и выкупаемые коммерческими банками ноты. Таких нот на август было в обращении на 2,8 трлн, а в начале года доходило и до 4,1 трлн тенге. Эффективная доходность таких заемных бумаг Национального банка - 10,5 процента, можно делать прибыли вообще в стороне от нужд реального сектора. Вот это и есть те финансовые спекуляции, прекращения которых потребовал президент.

А если в целом по национальной экономике, то главная проблема такая: в правительстве есть министерство с таким названием, но национальной экономики, как увязанного между собой и обеспеченного денежным “кровообращением” производственно-потребительского комплекса, у нас нет. К примеру, во внешнеэкономическом контуре задействовано не более четверти всего работоспособного населения. И даже с учетом всей энергетической, транспортной и прочей инфраструктуры плюс весь госаппарат и все бюджетники - это лишь половина рабочих мест. Остальные самозанятые.

Следовательно, давно пора иметь план, сколько и каких производственных направлений надо создавать дополнительно и как их финансировать. И сразу в нескольких местах послания как раз об этом и говорилось. Например, о том, что нам нужна качественно иная аграрная программа, направленная на продовольственное самообеспечение и экспорт.

Президент вынес в заголовок своего послания словосочетание “время действий”. Посмотрим теперь за действиями государственной машины, обязанной исполнять послание.

Пётр СВОИК, фото с сайта akorda.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть