5558

Сквозь бурю, шторм и риски

Эксперты Всемирного банка предрекают нашей стране тяжелые времена - по их данным, из-за пандемии COVID-19 более 800 тысяч казахстанцев могут оказаться за чертой бедности. Казахстанские коллеги зарубежных аналитиков разделяют эти опасения, указывая на слабые места отечественной экономики.

Сквозь бурю,  шторм и риски

Согласно прогнозным расчетам ВБ в 2020 году ВВП Казахстана может сократиться на 3 процента, что станет самым значительным падением с конца 1990-х. Правда, уже с 2021 года прогнозируется умеренное восстановление экономики - на 2,5 процента, однако последствия пандемии будут ощущаться еще долгое время. Разумеется, кризис отразится на состоянии малоимущих слоев населения: уровень бедности в 2020 году может увеличиться с 8,3 до 12,7 процента, а это дополнительно 800 тысяч человек.

- Власти приняли упреждающие меры для сдерживания пандемии COVID-19, а накопленные бюджетные резервы позволили правительству ввести пакет мер по смягчению воздействия COVID-19 на экономику, - сказал в этой связи в ходе состоявшейся на днях презентации аналитического доклада ВБ старший экономист казахстанского офиса Всемирного банка Самсу РАХАРДЖА. - Однако слабый спрос и цены на нефть, а также затяжная пандемия представляют собой серьезные риски для экономических перспектив.

Вполне понятно, что кризисные явления в экономической сфере и предпринятые правительством ограничения в целях борьбы с коронавирусом негативно отразятся и на общественно-социальной жизни, в частности, на системах образования и здравоохранения.

- Уровень потерь в образовании и обучении вследствие COVID-19 будет оказывать влияние на экономику на протяжении десятилетий, - считает постоянный представитель ВБ в Казахстане Жан-Франсуа МАРТО. - Это влияние оценивается в 2,9 процента, что может привести к общему экономическому ущербу до 1,9 млрд долларов США в год.

Из сказанного вытекают и соответствующие рекомендации международного института правительству нашей страны, на что в первую очередь следует обратить внимание. По мнению экспертов ВБ, “расширение доступа к качественному дистанционному образованию и среднесрочная модернизация образования будут иметь решающее значение для смягчения ожидаемого снижения качества человеческого капитала в Казахстане, вызванного пандемией”.

А что думают по этому поводу казахстанские аналитики?

Управляющий партнер “Центра стратегических инициатив” Алихан БАЙДУСЕНОВ считает, что в докладе ВБ сглажены острые углы, в частности, не отмечены риски роста социальной напряженности в республике. Что касается предпринимаемых государством мер по преодолению кризиса, то, по словам эксперта, сам президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ назвал их недостаточно эффективными и оперативными. Точно такую же оценку дало им и эксперт­ное сообщество.

- В самом начале действительно были приняты очень правильные и своевременные меры. Но дальше, как мы видим, это не спасло нас от тех сложных моментов, которые мы все испытывали месяц назад, и до сих пор боимся, что это может повториться, - сказал Байдусенов.

Вице-президент АО “Центр развития трудовых ресурсов” Олжас ТУЛЕУОВ затронул вопрос негативного влияния COVID-19 и предпринятых мер по сдерживанию пандемии на рынок труда в Казахстане.

- Помимо очевидных вещей, как, например, рост безработицы и банкротство компаний, я бы выделил три момента, которые находятся не совсем на поверхности, - поделился он своими соображениями. - Во-первых, текущий кризис связан с очень высокой долей неопределенности. Ввиду этого очень сложно определять госполитику в сфере занятости: строить планы, формировать заказы, предполагать, как профессии будут востребованы в краткосрочном периоде.

Во-вторых, текущий кризис дает рост безработицы среди неквалифицированных и низкоквалифицированных работников, которые обладают низким уровнем дохода. Вследствие этого наблюдается рост бедного населения и увеличение социальной напряженности. Третий момент - это риски усугубления регионального дисбаланса на рынке труда в связи с непредсказуемостью введения карантинных мер. В частности, ограничения передвижения, а именно снижение мобильности трудовых ресурсов. Если раньше региональный дисбаланс компенсировался перемещением рабочей силы между регионами, тем самым удовлетворяя спрос на рабочую силу в регионах с недостаточным предложением, то сейчас потребности не перекрываются. Также за счет перетока рабочей силы покрывался спрос, возникавший в результате сезонных работ. А теперь ограничение мобильности может привести к потере организациями доступа к необходимой рабочей силе.

Происходят дисбаланс трудовых ресурсов, потеря доступа к рабочей силе, потеря зарплаты, оставшиеся рабочие перерабатывают, что может повлиять на их здоровье, - резюмировал эксперт.

Глава Института экономических исследований Руслан СУЛТАНОВ считает, что вызванный пандемией кризис еще раз наглядно показал неэффективность сырьевой модели экономики:

- Вкупе с падением цен на сырьевые товары Казахстана мы видим значительное снижение деловой активности. В первом полугодии наиболее пострадал сектор услуг, упав на 5,6 процента - это значительный показатель. Снижение государственных доходов будет происходить на фоне роста потребности в инвестициях и затрат в социальной сфере. В первую очередь мы наблюдаем увеличение потребности в дополнительных инвестициях в здравоохранение, социальную сферу, в образование. Все это говорит о том, что нам необходимо взять курс на инклюзивный рост экономики (охват всех секторов, причем основной упор делается на отрасли, не связанные с природными ресурсами. - М. А.).

По мнению Султанова, сейчас одной из первоочередных задач является стимулирование потреб­ления домашних хозяйств. По его подсчетам, увеличение финансовой господдержки населения всего на 1 тенге с учетом мультипликативного эффекта приведет к увеличению ВВП на 1,1 тенге. Кроме того, необходимо уделить внимание эффективности использования бюджетных средств.

- Были выделены очень значительные средства, и очень важно, чтобы каждый тенге дошел до своего адресата, - сказал эксперт. - Ведь вопрос стоит не только о выделенных средствах в виде социальной выплаты в 42 500, которую получили порядка 4,5 млн человек, но и во всех мерах поддержки, связанных с налогами, с оказанием поддержки непосредственно субъектам предпринимательства.

Говоря о путях выхода из кризиса, эксперты ВБ отметили, что в условиях вялого спроса и низких цен на нефть восстановлению экономики может способствовать повышение эффективности госуправления и услуг, мобилизация ресурсов через улучшение налогового администрирования и использование механизма перераспределения бюджетных средств в пользу эффективных гос­программ. А возобновление внимания к реформам в сфере логистики, цифровых коммуникаций и в финансовом секторе могло бы поддержать частный сектор в поиске новых возможностей.

Обо всем этом говорят и казахстанские власти. Дело остается за “малым” - претворить-осуществить намеченное.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть