3707

Горячий лёд

В самом, пожалуй, интеллигентном из зимних видов спорта - фигурном катании - продолжают бушевать нешуточные страсти. Родители фигуристов, недовольные неправомерными, по их мнению, действиями спортивных чиновников, в частности, из Национальной федерации конькобежцев Казахстана и управления культуры и спорта Нур-Султана, жалуются во все инстанции. Правда, делают это пока на республиканском уровне и поэтому, видимо, безрезультатно. Но конфликт обещает принять международный масштаб.

Горячий лёд
Ясмин ТЕКИК.

Напомним, поводом для объявления войны стал чемпионат Казахстана по фигурному катанию, который прошел в Алматы в декабре прошлого года. По мнению группы наиболее активных родителей спорт­сменов, главный республиканский старт прошел с грубейшими нарушениями правил ISU (Международный союз конькобежцев). В частности, оценки многим фигуристам выставляли их личные тренеры, что, естественно, отразилось на распределении итоговых мест (см. “Худшее, конечно, впереди”, “Время” от 16.1.2020 г.).

Тогда это возмутило многих и даже привело к скандалу. Так, серебряный призер чемпионата страны и, как говорят, самый перспективный фигурист Казахстана Рахат БРАЛИН, у которого не оказалось “своих” людей в судейском корпусе, после награждения разорвал полученный диплом и вернул медаль главному судье соревнований. “За неспортивное поведение” исполком федерации дисквалифицировал фигуриста на полгода, отрезав его от выступлений на международных турнирах.

Думаю, в данном случае Бралин, конечно, перегнул палку. Но ведь дыма без огня не бывает. И другие спортсмены, у которых тоже не было помощников среди судей, получили не те оценки, которые заслуживали, как они считают.

Поэтому родители юных спортсменов и подняли бучу. Правда, переписка с Национальной федерацией конькобежцев ничего не дала: они свою вину не признали. Более того, сами подлили масла в огонь, не допустив до розыгрыша Кубка Казахстана одну из фигуристок, мама которой была в числе жалобщиков.

- Моя дочь Ясмин ТЕКИК (на снимке) - бронзовый призер чемпионата страны - не прошла отбор в команду Нур-Султана для участия в Кубке Казахстана, который по рангу стоит ниже национального чемпионата. А девочки из Нур-Султана, которые в чемпионате выступили намного хуже Ясмин, на Кубок попали, - возмущается Мадина АМИРБЕКОВА. - Как такое может быть? Оказывается, может: тренерский совет так проголосовал. Ни протоколов, ни судейских оценок этого странного отбора нам не представили. Но личному наставнику Ясмин - российскому специалисту Марине ТЕТЕРИНОЙ - сказали: “Причина в том, что мама пишет жалобы…” Я не понимаю, это что за репрессии?

Все эти разборки дошли до Национального олимпийского комитета и Министерства культуры и спорта. Поэтому было решено накануне розыгрыша Кубка провести в Нур-Султане специальную конференцию, на которой разобрать скандальный чемпионат страны в Алматы и расставить все точки над “i”.

Но получилось не совсем так, как рассчитывали возмутители спокойствия в казахстанском фигурном катании.

- Конференцию превратили в балаган, - считает Мадина Амирбекова. - Вместо того чтобы обсуждать проблемы фигурного катания, о которых мы говорим на протяжении восьми лет, глава Национальной федерации конькобежцев Болат ЖАМИШЕВ рассказывал смешные вещи. О том, что фигурное катание - неопасный вид спорта и поэтому “скорая помощь” на соревнованиях не нужна. Ничего страшного, что мальчики и девочки переодеваются в одной раздевалке… А главное, он дал всем понять, что судья всегда прав, даже если он не прав. Так было, так есть, и так у нас будет…

Правда, при этом главный конькобежец и фигурист страны пообещал, что “скорая помощь” все-таки дежурить на Кубке в Нур-Султане будет, а тренеры не будут больше судить своих учеников - только чужих. Более того, чтобы избежать конфликта интересов, в этот раз на соревнования были приглашены три независимых судьи из России. И надо сказать, что свои обещания Жамишев сдержал.

- Все мелкие нарушения, которые были нами отмечены на чемпионате Казахстана в Алматы, на Кубке в Нур-Султане были устранены. Все было хорошо и чистенько. Но это же “Алау” - шикарный ледовый дворец! А вот в судействе ничего не изменилось, - говорит Мадина Амирбекова, чью дочь так и не допустили до соревнований. - К примеру, алматинку Диану СУЛЕЙМЕНОВУ, единственную исполнившую тройной прыжок, поставили на третье место. А первые два достались представительницам Нур-Султана, которые на чемпионате Казахстана в Алматы заняли восьмое и девятое места. Но самое обидное, что после окончания Кубка у нас забрали лед. Катаемся теперь только один час - с шести до семи. Причем кинули не только Ясмин, но и других детей, которых тренирует россиянка Марина Тетерина. Она очень хороший специалист, и многие в Казахстане хотят у нее заниматься, но не могут - льда-то нет. Сначала дали, а потом забрали. Думаю, здесь не обошлось без замначальника управления культуры и спорта Нур-Султана Берика МАРЖИКПАЕВА. Обидно. Марина Владимировна раньше была тренером по Ленинградской области, готовила фигуристов сборной России. Нам с таким трудом удалось ее заманить в Казахстан. Приехав к нам, она была восхищена нашей инфраструктурой и детишками, из которых можно лепить чемпионов. Но, по ее словам, в Казахстане полностью отсутствует система развития фигурного катания, нет нормального календаря, ужасное судейство. Каждый делает что хочет. Одним словом, бардак. И поэтому фигурное катание не развивается.

Инициаторы революции в фигурном катании Казахстана, образовавшие фонд развития этого вида спорта “Жулдыз”, намерены подать в суд на Национальную федерацию конькобежцев, а уже затем обратиться в ISU, чьи законы так грубо нарушаются в Казах­стане.

- Не хотелось выносить сор из избы, надея­лись все решить на местном уровне. Но, увы, не получается, - сетует Мадина Амирбекова.

Александр ТРОФИМОВ, фото из личного архива Мадины АМИРБЕКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть