13515

Худшее, конечно, впереди

В казахстанском фигурном катании разгорелся нешуточный скандал, который обещает получить международный масштаб. Если его не удастся погасить на местном уровне, мы опять прославимся на весь белый свет.

Худшее, конечно, впереди

Скандалы в российском фигурном катании - это нормальное явление. Они без этого жить не могут. Грызутся все: и тренеры, и фигуристы, и болельщики. Но их понять можно. У них этого фигурного катания пруд пруди. Причем все эти скандалисты не просто болтуны, а действительно классные специалисты и великолепные мастера мирового класса. Вот они и выясняют, кто из них круче. Я бы даже пожестче сказал: с жиру бесятся…

В Казахстане фигурное катание тоже есть. Но оно, если судить в мировом масштабе, ограничивается сейчас лишь одной Элизабет ТУРСЫНБАЕВОЙ, которая, по сути, ни дня не тренировалась в нашей до боли спортивной стране. Есть еще несколько перспективных фигуристов, которые пока ничего не добились на международной арене, но очень этого хотят, для чего и тренируются за свой счет (а точнее, за счет своих родителей) за рубежом под руководством известных иностранных специалистов. А в остальном наше фигурное катание сложно назвать популярным или успешно развивающимся видом спорта. Но, оказывается, в нем тоже есть что делить.

В редакцию газеты “Время” попала любопытная переписка между родителями юных фигуристов и руководителями казахстанского спорта, в частности Национальной федерации конькобежцев, куда, как известно, входит и фигурное катание.

Поводом для этого бумажного творчества стал чемпионат Казахстана по фигурному катанию, который прошел в Алматы еще накануне 2020 года.

По мнению группы родителей, чьи дети тренируются за границей, главные респуб­ликанские соревнования прошли с грубейшими нарушениями правил, причем как казахстанских, так и ISU (Международный союз конькобежцев). В чем это выражалось? Не соблюдалась программа соревнований, не проводился допинг-контроль, отсутствовала бригада “скорой помощи”, не хватало раздевалок и разминочного зала, вовремя не оглашались результаты выступлений спортсменов…

Но самые большие претензии были предъявлены к судейскому корпусу. Оказывается, оценки фигуристам выставляли судьи-новички, не имеющие на это права и должной квалификации, а также… тренеры самих спортсменов - участников этого чемпионата. Дураку понятно, кому они симпатизировали…

- По правилам ISU это недопустимо! - возмущается известный казахстанский юрист Александр ВДОВИН, чья дочь, Дарья ВДОВИНА, выступала на этих соревнованиях. - Эти судьи должны были дать самоотвод. Нельзя оценивать катание своих воспитанников. Я изучил все статьи, регламенты и положения, в том числе Дисциплинарный кодекс. Это запрещено! А у нас, оказывается, можно. Что, нельзя было независимых судей пригласить? Приехал только один технарь из России. Но технические оценки - это полбеды, основные баллы ведь выигрываются на компонентах. А это субъективная оценка на уровне “понравился не понравился прокат”… Технические оценки у спортсменов, тренирующихся за рубежом, как правило, были выше, а за компоненты - лучше у местных, хотя там смотреть было не на что. Я отправил видео всех прокатов в Канаду. Там в шоке от увиденного. А потом мы удивляемся, почему наши фигуристы последние (кроме Турсынбаевой) в мире.

Все это, за исключением эмоций, Вдовин и КО изложили в жалобе, адресовав ее президенту Национальной федерации конькобежцев Болату ЖАМИШЕВУ, а также руководителям Национального олимпийского комитета и Министерства культуры и спорта. Причем изложили суть проблемы очень аргументированно, подтверждая все сказанное в письме соответствующими документами.

Удивительно, но спортивные чиновники довольно быстро отреагировали на это письмо, проведя специальное совещание с участием лиц, имеющих прямое отношение к спорту высших достижений. И ответ не заставил себя долго ждать.

Надо сказать, что с претензиями родителей фигуристов функционеры, в принципе, согласились, где-то попытались оправдаться, ссылаясь на недостаток средств и человеческих ресурсов. А вот с грубыми нарушениями в корне не согласны, утверждая, что они “не соответствуют действительности”. Был допущен только “ряд недочетов, устранение которых следует предусмотреть в будущем”. А в основном был отмечен позитивный характер проведенного чемпионата.

“Безусловно, главный старт в стране нужно проводить на высоком уровне. Для этого необходимо увеличивать количество ресурсов. В том числе финансовых и человеческих. Мы рассматриваем возможность улучшения уровня соревнований, но обратной стороной станут непопулярные меры. В первую очередь сокращение календаря мероприятий и участников. Чтобы поднять статус соревнований, необходимо сделать допуск на чемпионат страны, то есть спорт­смены попадут при условии выполнения технического норматива. На таких соревнованиях не должны выступать неподготовленные фигуристы. Как следствие, первый разряд из программы ЧРК будет исключен.

Прошедшие соревнования показали, что в стране много талантливых детей, соревнования нужно развивать и популяризировать. Работа с критикой и общественным мнением - важная часть работы федерации. Несомненно, будет проведена работа над ошибками и сделаны организационные выводы. В первую очередь для того, чтобы в ближайшее время немногочисленное сообщество фигуристов страны стало командой единомышленников, способных вместе проводить соревнования и решать серьезные задачи”, - говорится в ответе наших руководителей спорта.

Надо сказать, что сей ответ родителей фигуристов не удовлетворил, о чем они известили в письменной форме господина Жамишева и председателя дисциплинарной комиссии Национальной федерации конькобежцев Казахстана Сергея АВДЕЕВА.

- Это не ответ, а отписка, - считает Александр Вдовин. - Нашу жалобу согласно Дисциплинарному кодексу, кстати, размещенному на сайте их федерации, должна была рассмотреть дисциплинарная комиссия и дать свое заключение. А они провели какое-то непонятное совещание, взяли объяснительную записку у главного судьи, который, естественно, сказал, что все было нормально. Хотя фактически подтвердил все нарушения, о которых мы писали. А какие меры вы собираетесь принять, чтобы их устранить? Кто должен отвечать за нарушения? Кто собирал эти судейские бригады? Ничего этого в ответе нет. Тайна, покрытая мраком. Честно говоря, этот беспредел мне надоел. Он длится уже шесть лет. Мое терпение лопнуло. Не только мое, но и всех родителей, чьи дети тренируются за рубежом. Мы платим за это бешеные деньги. Потом приезжаем домой на соревнования, и нас здесь засуживают. Видимо, местным тренерам-судьям нужны показатели, чтобы подтвердить, какие они классные специалисты на республиканском уровне. А хоть одного фигуриста международного класса наша федерация воспитала? Нет. Зато на чемпио­нате Казахстана в 2013 году аннулировала результат тогда еще совсем юной Элизабет Турсынбаевой, видимо, потому что все места были заранее распределены. Но я не успокоюсь. Пойду до конца. Сейчас поеду в Нур-Султан в федерацию. Поговорю. Не получится - отправляюсь в Швейцарию в ISU. А если и там не найду справедливости, то обращусь в САС (спортивный арбитражный суд. - А. Т.). У меня опыт в этом есть. Я даже у ФИФА судебные дела выигрывал. Надо этот беспредел прекращать. Я это говорю не от себя, а от имени всех людей, которые заинтересованы в продвижении фигурного катания в Казахстане.

Александр ТРОФИМОВ, фото REUTER, Алматы

Поделиться
Класснуть