3151

Неуловимый капитал

Казахстанские банки перевели за последние девять лет на иностранные счета 27 трлн тенге. При этом до суда начиная с 2015 года дошло лишь четыре уголовных дела по фактам незаконного вывода капитала из страны. Порядка 300 дел даже не доведены до уголовного производства, так как преступный умысел владельцев офшорных счетов сложно доказать. Вопросы развития платежных систем, борьбы с отмыванием денег и выводом капитала из страны обсудили вчера в сенате.

Неуловимый капитал
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Заместитель председателя комитета финансового мониторинга Минфина Габит ЛЕСБЕКОВ сообщил, что сегодня в казахстанском законодательстве нет четкого определения понятия “вывод капитала”. Это вызывает сложности в части квалификации правонарушений, связанных с выводом капитала из страны.

- В Уголовном кодексе предусмотрена статья 235 о требовании репатриации за невозврат валютной выручки. Однако привлечение к уголовной ответственности по данной статье является проблематичным ввиду сложности доказывания умысла виновного лица, - сказал Лесбеков.

В подтверждение этой коллизии он привел несколько любопытных цифр. Так, с 2015 года территориальные филиалы Национального банка направили в Службу экономических расследований (СЭР) Минфина 436 материалов по фактам невозврата из-за границы свыше 554 млн долларов. Рассмотрев эти обращения, СЭР зарегистрировала 321 преступление по статье 235 УК. Заведено 47 уголовных дел, из которых лишь четыре были направлены в суд, а 43 прекращены по нереабилитирующим основаниям. Между тем комитет финмониторинга за последние три года направил в правоохранительные и специальные государственные органы 253 материала по подозрению в незаконном выводе денежных средств за рубеж на общую сумму 261,3 млрд тенге.

Привел Габит Лесбеков и статистику за последние девять лет:

- По нашей базе на сегодняшний день из 1,6 млн поступивших сообщений мы представили показатель - вывод капитала из страны на общую сумму 27 трлн тенге. Наибольшая сумма средств, более 80 процентов, приходится на пять стран - Великобританию, Россию, Китай, Италию и США.

Порядка 10 трлн тенге ушли в Великобританию и Россию.

По словам Лесбекова, в комитете финмониторинга существует единая информационная аналитическая база, где аккумулируются все подозрительные сообщения.

- По ним проводится соответствующая аналитика, чтобы установить критерий подозрительности и определить, есть ли основания полагать, что эти операции связаны с легализацией доходов, отмыванием денег или финансированием терроризма, - пояснил он. - При нахождении таких оснований мы выстраиваем гипотезу, и информация направляется через Генеральную прокуратуру в правоохранительные органы для дальнейшего преследования.

Помимо этого комитет Минфина в рамках группы подразделений финансовой разведки “Эгмонт” и в соответствии с законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” обменивается информацией с зарубежными подразделениями финансовой разведки.

- С использованием возможности канала “Эгмонт” комитетом принято активное участие по поиску активов за рубежом в рамках резонансных уголовных дел в отношении Серика АХМЕТОВА, Бергея РЫСКАЛИЕВА, Мухтара АБЛЯЗОВА, Анатола СТАТИ, Бахыта ИБРАГИМА и семьи ХРАПУНОВЫХ, - сообщил Габит Лесбеков.

При этом он подчеркнул, что не все операции по переводу средств за границу представляют собой нарушение законодательства. Согласно статье 235 УК ответственность наступает с момента истечения сроков репатриации, определенных исходя из условий исполнения обязательств сторонами валютного договора.

Миллиардными переводами средств за границу возмутился сенатор Владимир ПЛОТНИКОВ:

- Только за прошлый год за рубеж отправлено 2,6 млн транзакций на общую сумму 655 млрд тенге. Из-за рубежа к нам поступило 1,6 млн транзакций на сумму 344 млрд тенге. То есть практически выведено в два раза больше, чем пришло в Казахстан. Это отток капитала!

Заместитель председателя Нацбанка Есжан БИРТАНОВ, согласившись с тем, что налицо отрицательный баланс в денежных переводах за границу, заметил:

- Я могу сказать только, что основные получатели - это Россия, Узбекистан и Турция. Страны, из которых к нам отправляют, - это Россия, Узбекистан и Южная Корея. В целом это зависит от экономической активности физических лиц. Например, мы знаем на примере других стран, что многие граждане выезжают работать за рубеж, потом репатриируют свои доходы в страну резидентства. Я думаю, основной показатель зависит от непосредственной деятельности физлиц.

Есжан Биртанов рассказал о предлагаемых поправках в закон об ипотечных займах в иностранной валюте и совершенствовании регулирования субъектов рынка платежных услуг. Законопроектом вводится запрет на переводы между анонимными пользователями, а также в пользу анонимных кошельков. Согласно документу перевод денег через электронные кошельки без прохождения идентификации клиентов разрешается только при оплате коммунальных и иных услуг в пользу провайдеров либо идентифицированных лиц. Устанавливаются различные лимиты на операции с электронными деньгами в зависимости от категории владельцев электронных денег. Лимит для неидентифицированных лиц - 50 месячных расчетных показателей, упрощенно-идентифицированный лимит - 100 МРП, идентифицированный - без ограничений.

По словам Биртанова, Нацбанк с 2019 года направляет комитету госдоходов Минфина информацию о платежах и переводах денег по валютным операциям, сумма которых превышает 50 тысяч долларов. Наряду с этим действует законодательное ограничение на осуществление наличных расчетов по сделкам, сумма которых превышает 1000 МРП (2,6 млн тенге). Это ограничение распространяется на индивидуальных предпринимателей - плательщиков НДС и юридических лиц.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть