3458

Не заставим, так поможем!

Как заставить нерадивых папаш содержать своих детей, сейчас ломает голову Министерство юстиции. Ведомство додумалось до того, что предлагает переложить ответственность на... родителей злостных неплательщиков: обязать их платить алименты внукам и внучкам. Кроме того, в стране может появиться социальный фонд для должников по алиментам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Об этом стало известно широкой общественности вчера после правительственного часа в мажилисе, посвященного вопросам развития института частных судебных исполнителей (ЧСИ).

Не заставим, так поможем!
Фото с сайта rus.azattyq.org

По словам главы Минюста Марата БЕКЕТАЕВА, особое внимание сегодня уделяется взысканию алиментов, поскольку половину из общего числа поступающих жалоб составляет именно эта категория дел. Для решения проблемы министерство реализует план мероприятий “30 шагов по созданию эффективной системы взыскания алиментов”.

- Одним из дополнительных механизмов улучшения ситуации в этом вопросе будет создание отдельного фонда. 21 ноября состоялся внеочередной съезд частных судебных исполнителей, по итогам которого принято решение о создании социального фонда.

Основная цель фонда - оказание помощи гражданам, являющимся сторонами исполнительного производства и находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении, - сообщил Марат Бекетаев.

Бюджет фонда, пояснил он, будет формироваться членами Республиканской палаты ЧСИ за счет членских взносов судебных исполнителей и добровольных пожертвований. Ежемесячная сумма взноса в фонд составит 1 месячный расчетный показатель (2651 тенге в 2020 году). Средства фонда, как отметил министр, лимитированы, а его работа будет контролироваться попечительским советом палаты из числа общественных деятелей.

Затее Минюста яро воспротивилась мажилисвумен Гульжана КАРАГУСОВА:

- Это противоречит всему стратегическому направлению нашей страны! Создание так называемого фонда для алиментщиков, и опять за счет бюджета. Бюджет - это деньги налогоплательщиков, и это будет снова порождать социальное иждивенчество и безответственность! Нам, наоборот, нужно ужесточить в определенной степени механизм взимания алиментов, воспитывать ответственность родителей за своих детей. Задолженность по налогам, какой бы она ни была, тут же вывешивается на всеобщее обозрение. Давайте так же подходить к алиментщикам!

По мнению Карагусовой, с родителями нужно проводить воспитательную работу, создавать определенную информационную среду.

- Перекладывать это опять на государство… Тогда давайте вообще институт семьи уберем, все будет делать государство! - сыронизировала депутат.

Опасения Гульжаны Джанпеисовны вполне объяснимы: если социальный фонд будет покрывать расходы алиментщиков, это может привести к тотальному иждивенчеству. “Зачем мне платить алименты, если за меня заплатит фонд?” - примерно такой логике могут придерживаться должники. Но инициаторы фонда утверждают, что будет не так.

Во-первых, бюджетные средства для создания соцфонда использоваться не будут - он будет пополняться только за счет средств самих частных судебных исполнителей. Во-вторых, поскольку средства фонда лимитированы, рассчитывать на них может очень ограниченное число лиц - только те, кто реально оказался в сложной жизненной ситуации, например, перенес тяжелое заболевание, оказался в реанимации, стал инвалидом и в этой связи остался без работы. В-третьих, контроль над тем, чтобы вполне здоровые мужики не закосили под тяжелобольных с прицелом на халявные деньги, ляжет на плечи общественников из попечительского совета. Республиканская палата ЧСИ предлагает включить в совет детского омбудсмена Аружан САИН и уполномоченного по правам человека Эльвиру АЗИМОВУ. То есть именно общественники будут решать, кому выделить средства из предлагаемого соцфонда.

Возникает еще один немаловажный вопрос: на каких условиях алиментщику будут давать деньги? Безвозмездно, с полным возвратом или под проценты? Как сообщили корреспонденту “Времени” в Минюсте, компетенции по возвратности средств в социальный фонд будут определены в обсуждаемом сейчас законопроекте об исполнительном производстве. Так что вполне в силах депутатов пресечь иждивенческие настроения алиментщиков, законодательно обязав их возвращать долги в фонд, если надо - с процентами.

В кулуарах Марат Бекетаев по просьбе журналистов ответил на критику Гульжаны Карагусовой:

- Для чего это было сделано (принято решение о создании фонда. - Л. Т.)? Чтобы показать, что судебные исполнители социально ответственные. Они несут большую психологическую нагрузку, когда нужно взыскивать долги, а материальное положение должника очень плохое. Поэтому палата для самых сложных случаев, где серьезное заболевание, предусматривает создание такого фонда. Но распоряжаться этими средствами будет не палата ЧСИ, а известные люди с очень хорошей репутацией, которые не вызывают сомнения в плане беспристрастности.

Глава Минюста поделился с журналистами еще одной идеей, которая, по его мнению, может помочь в решении проблемы взыскания алиментов:

- Мы увидели в Италии очень интересный опыт. Например, если должник алименты не платит, по законам Италии можно эту задолженность отнести под ответственность родителей должника. То есть судья говорит: “Раз родители воспитали такого нерадивого сына, тогда они должны платить за него”. Тем более это не чужие люди, это внуки.

Но такой опыт, заметил Марат Бекетаев, неоднозначен и требует широкого обсуждения в казахстанском обществе:

- Мы предлагаем эту практику всенародно, публично обсудить. Какие будут мнения? Есть мнение, что это неправильно, незаконно, ведь должник должен сам отвечать за свои долги. Без полного согласования с общественностью никто подобную поправку вносить в мажилис не будет. Но я склоняюсь к тому, что эту норму надо вносить.

- А если родители должника являются пенсионерами? Надо ли их финансово нагружать? - спросили журналисты.

- Пенсионеры имеют свое имущество, у них могут быть квартиры, машины - это тоже источник для того, чтобы покрыть задолженность. Если внуки не могут купить одежду, чтобы ходить в школу, что важнее? - поставил вопрос ребром министр.

Очень любопытно! Следуя такой логике, можно ведь и воспитателей детсадов, и учителей школ, принявших участие в становлении безответственных мужчин, обязать платить алименты. Не так ли? Впрочем, в ходе публичного обсуждения на этот счет, вероятно, будет высказано еще немало со­ображений…

Вернемся к правчасу. Как стало ясно из выступлений депутатов, сегодня само законодательство потворствует тому, чтобы неплательщики алиментов и в целом ответчики по судебным искам избегали ответственности! Как заявил мажилисмен Канат МУСИН, органы уголовного преследования прекращают дела по статье 139 Уголовного кодекса “неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей, уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей, нетрудоспособного супруга”. Связано это с нормативным постановлением Верховного суда, которым предусмотрено, что отсутствие у должника реальной возможности исполнить судебный акт исключает возможность привлечения его к ответственности. Иначе говоря, нет у должника денег - не возьмешь с него ничего, кроме анализов! Какой смысл его трясти?

- Аналогичный подход органов уголовного преследования наблюдается и по статье 430 Уголовного кодекса “неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо исполнительного документа”. В то же время привлечение к уголовной ответственности алиментщиков, которые не хотят содержать своих детей, является единственной мерой воздействия на них! Планируется ли изменить практику рассмотрения материалов по привлечению к ответственности должников? - спросил Канат Мусин.

Как пояснил первый вице-министр внутренних дел Марат КОЖАЕВ, действительно в 75 процентах уголовных дел должники не имеют реальных доходов, поэтому эти дела прекращаются.

- Решению проблемы может способствовать перевод этих дел из разряда умышленных составов преступления в формальные, - считает он, - когда ответственность будет наступать за любое неисполнение судебного решения вне зависимости от финансовой возможности человека на этот период. В Узбекистане, к примеру, полное либо частичное освобождение от оплаты наложенных взысканий возможно только по решению суда.

В свою очередь заместитель генерального прокурора Булат ДЕМБАЕВ отметил, что надзорный орган совместно с Министерством юстиции ставит вопрос о пересмотре пунктов нормативного постановления Верховного суда, из-за которого сегодня алиментщиков и других лиц, которые обязаны погасить долги перед истцом, не могут заставить выполнять решение суда.

Как заявил судья Верховного суда Гахарман ДУЙСЕНБАЕВ, ВС принял новое постановление, определяющее ответственность должников по алиментам. По его словам, согласно данному постановлению требуется разработать нормативно-правовую базу и упростить перечень документов для привлечения должников к ответственности. Но вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО возмутился, что новое постановление не регламентирует четкий порядок действий, а лишь содержит сплошные отсылы:

- В вашем постановлении кто-то чего-то должен сделать. Ваш ответ, мягко говоря, неудовлетворительный!

Между тем Марат Кожаев, говоря об ужесточении ответственности алиментщиков, предложил внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях:

- Ввести ответственность за неисполнение судебного решения, допустим, пять суток (ареста. - Л. Т.). За это время с человеком можно было бы провести все необходимые ограничительные меры судебным исполнителем. Кроме того, человек, наверное, быстрее бы пришел к решению, что его действия противозаконны.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и с сайта adilet.gov.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть