Не давайте!
Сборы денег на ремонт в школах незаконны.
По информации фонда Transparency Kazakhstan, недавно группа родителей пожаловалась на принудительный сбор денег на ремонт классов: мол, администрация школы утверждает, что бюджетные деньги выделяются только на ремонт коридоров. В связи с этим фонд обратился в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК) и Министерство образования с просьбой разъяснить, на что школы имеют право собирать средства, а на что - нет.
Ответ был однозначным: текущий и капитальный ремонт школ выполняется за счет бюджетных средств. Деньги из бюджета также покрывают зарплаты учителей и различные соцотчисления, приобретение различных материалов для функционирования школ, затраты по содержанию зданий (отопление, водо- и электроснабжение, дезинфекция, а также услуги связи, в том числе доступ к интернету), затраты фонда всеобуча и другие расходы, связанные с организацией учебного процесса.
Так что сбор денег на ремонт, бумагу, мел, моющие средства и прочие нужды незаконен, утверждают в агентстве. Закон “Об образовании” запрещает взимать деньги с учащихся и педагогических работников, за исключением пункта 3 статьи 63, где речь идет о дополнительных занятиях, конференциях, спортивных мероприятиях, организации учебных мастерских и т. д.
Если же родители все-таки горят желанием оказать школе материальную помощь, то они могут перечислять спонсорские взносы на специально открытый счет. При этом такие взносы являются добровольными, то есть заставлять родителей никто не имеет права.
За незаконные поборы в школах директора и учителя школы могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности. Статья 676 Кодекса РК об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере 200 МРП (505 000 тенге). А статья 247 Уголовного кодекса РК предполагает штраф в размере до 80 МРП (202 000 тенге), исправительные работы либо арест на срок до 20 суток.
“По информации АДГСПК, в прошлом году выявлено 307 фактов поборов в школах, 77 лиц были привлечены к ответственности”, - говорится в ответе ведомства.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы