2426

Чёрные шляпы для министерства

Журналистское сообщество страны и Мининформации и общественного развития продолжают искать консенсус в целях конструктивного сотрудничества во благо нашего социума

Чёрные шляпы для министерства

В Алматы основная часть мероприятия под названием “Правовые рамки свободы слова: вчера, сегодня, завтра”, организованного фондами защиты свободы слова “Əдiл сөз” и “Лига судебных журналистов Казахстана”, касалась планируемых поправок в правила аккредитации журналистов в госорганах. Зашла речь и в целом о ситуации в масс-медиа.

Представители СМИ считают поправки в правила аккредитации дискриминационными, о чем открыто заявили в ходе предыдущих дискуссий и обсуждений. Чиновники, которые, судя по всему, такого дружного “неодобрямса” не ожидали, пошли на диалог с журналистами и создали рабочую группу по вопросам внесения изменений в правила аккредитации. Правда, некоторые граждане о своем включении в эту рабочую группу узнали только в ходе “круглого стола” - уведомить людей министерство то ли забыло в суматохе со сменой правительства, то ли просто не сочло нужным. Причем второй вариант представляется более вероятным - как оказалось, власти считают представителей СМИ нонконформистами, которые в принципе против любых изменений.
- Все вы в той или иной степени занимаетесь анализом, - сказал зампредседателя комитета информации МИОР Михаил КОМИССАРОВ (на снимке).

 - И есть такой метод анализа - “метод шести шляп”. То есть когда рассматривается какой-то вопрос, надо с разных точек зрения смотреть. Так вот, одна из шляп - черного цвета, и она подразумевает непринятие любых предложений, их отрицание. К сожалению, все инициативы министерства, касающиеся, например, этих правил и других предложений, - такое ощущение, что все надели черные шляпы и даже не пытаются их снять либо надеть шляпу другого цвета.
При этом МИОР, по словам Михаила Комиссарова, готово пойти навстречу медиасообществу. Например, исключить из проекта приказа пункты, в которых говорится о том, что журналист обязан представить аккредитующей организации письменное согласие на соблюдение внутреннего распорядка этой организации и регламента, установленного модератором, а также документы, подтверждающие договорные отношения с определенной редакцией. Но вот норму, предусматривающую отказ в аккредитации по причине отсутствия мест в зале, чиновники предложили сформулировать иначе, однако суть ее осталась прежней: журналиста могут отлучить от двора, если свободные места в помещении, где проводятся мероприятия, заняты другими, надо полагать, более удобными коллегами.
- В общем, те же яйца, только в профиль, - резюмировал кто-то из участников “круглого стола”.

Представители СМИ и работающих в медиасфере неправительственных организаций уверены, что планируемые поправки об аккредитации противоречат законодательству нашей страны.
- Проект не должен стать приказом, эти изменения нельзя вносить в правила аккредитации журналистов, - сказала юрист фонда защиты свободы слова “Əдiл сөз” Тамара СИМАХИНА (на снимке). 

- Действующие правила, по которым мы работаем с 2013 года, тоже не удовлетворяют журналистов, потому что в этих правилах регламентированы поведение журналиста и действия СМИ, но не расписаны обязанности аккредитующей организации. Поэтому если что-то и менять, то менять правила в сторону расширения обязанностей аккредитующей организации. Мы считаем, что предложенный проект противоречит статье 22 закона о СМИ, в которой перечислены основания, по которым журналист и СМИ могут быть лишены аккредитации. Министерство не обладает правом законотворчества, и его приказ не должен менять положения закона. У нас есть закон о нормативных актах, там все это прописано. И я уверена, что работники министерства прекрасно это знают.

Примечательно, что против внесения изменений в правила аккредитации журналистов выступают PR-специалисты и пресс-секретари, о чем заявила представитель клуба PR-шы и Национальной ассоциации по связям с общественностью Асель КАРАУЛОВА (на снимке):

- Некоторые говорят, что эти поправки будут выгодны для пресс-секретарей и профессиональных пиарщиков, но, поверьте, это совершенно не так! Поэтому клуб PR-шы, объединяющий порядка 60 руководителей PR-департаментов различных компаний и пресс-служб, которые есть в Астане, поручил мне озвучить нашу позицию. Все профессиональные PR-специалисты и пресс-секретари однозначно против!

В ходе “круг­лого стола” были затронуты и другие вопросы, касающиеся работы средств массовой информации. Президент фонда “Əдiл сөз” Тамара КАЛЕЕВА (на снимке) поинтересовалась у представителей МИОР насчет нового закона о СМИ, для разработки которого, как все предполагали, и проводилось исследование под руководством юриста Тимура ЕРДЖАНОВА.

 Однако, как выяс­нилось, сейчас о принятии нового документа речи не идет - планируется лишь внесение ряда изменений в действующий, более трех десятков раз за свою историю перекроенный закон. И изменения эти включают в себя те самые нормы, которые шокировали не только журналистов, но и все гражданское общество: право на забвение и превентивный запрет на публикацию. Правда, чиновники, как водится, ничего страшного в этом не видят.
- Это лишь два примера, два предложения, которые были озву­чены, - сказал замглавы комитета информации МИОР. - Но само исследование несколько шире, давайте об этом не будем забывать. Наверняка там есть и положительные примеры из международной практики, которые достойны внимания и могут найти отражение в нашем законодательстве.
Итогом этого “круглого стола” стала резолюция, принятая едва ли не единогласно.
“Предлагаемые министерством изменения в правила аккредитации фактически имеют цель окончательно превратить журналистов в обслугу чиновников. Давно обещанная министерством работа над принципиально новым законом о СМИ ведется без участия общественности, и первыми ее результатами являются абсолютно противопоказанные нашему обществу в условиях борьбы с коррупцией предложения узаконить право на забвение и на превентивный запрет на публикацию. Мы, участники “круглого стола”, обсудив сложившуюся ситуацию, выражаем свой протест против антиконституционных ограничений свободы слова. Мы - за свободное получение и распространение любой не ограниченной законом информации. Общество имеет право знать, критиковать и обсуждать. Долой бюрократические препоны свободному слову! Журналистика должна служить обществу, а не чиновникам”, - говорится в резолюции.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть