6316

А мне летать охота!

Вчера в Алматы стартовал судебный процесс по скоростному режиму автотранспорта на ВОАД, улице Саина и проспекте Аль-Фараби

А мне летать охота!

Напомним, с 15 января максимально разрешенная скорость движения на Восточной объездной автомобильной дороге (ВОАД), проспекте Аль-Фараби и улице Саина снижена с 80 до 60 км/ч. Кроме того, камеры видеонаблюдения системы АИС БДД были перенастроены на фиксирование фактов нарушения скоростного режима. Все это, по словам представителей акимата Алматы и городского департамента полиции, сделано в целях снижения уровня смертности на дорогах.

Однако далеко не все водители восприняли эти нововведения позитивно, а юрист Амир БЕГДЕСЕНОВ даже подал в суд на управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог (ныне управление городской мобильности) и департамент полиции (ДП) Алматы.

Амир БЕГДЕСЕНОВ.

В своем исковом заявлении он приводит следующие аргументы. Во-первых, считает истец, снижение скорости не может уменьшить смертность среди пешеходов, поскольку перебегающих дорогу людей там не так уж и много - ВОАД, Аль-Фараби и Саина оборудованы надземными и подземными переходами. Во-вторых, ВОАД и Аль-Фараби являются дорогами республиканского значения, обеспечивающими сообщение между Алматы и близлежащими населенными пунктами, так что ограничение скорости тут неприемлемо. В-третьих, уменьшение скорости влечет больший расход топлива, что ухудшает экологическую обстановку в городе. Кроме того, по мнению юриста, ограничение негативно влияет на нервную систему водителей, а соответственно, и на их здоровье. И наконец, в-четвертых, нововведение заставляет горожан тратить гораздо больше времени на дорогу, что тоже не может не сказываться на качестве их жизни. Амир Бегдесенов также указывает на отсутствие документов, подтверждающих обоснованность действий госорганов.

“В обоснование действий по снижению скорости государственные органы ссылаются на мировой опыт, многочисленные исследования экспертов, данные ВОЗ, - пишет он в своем исковом заявлении. - Вместе с тем я считаю, что применимые обосновывающие документы отсутствуют, а имеющиеся не учитывают особенность рассматриваемых дорог (включая их классификацию). Наоборот, мировой опыт показывает, что наиболее оптимальным является использование как снижения скорости в местах основного скопления пешеходов (это не рассматриваемые дороги), то есть в центре города, так и обеспечение скоростного объездного или транзитного пути для автотранспорта с изолированием таких трасс от пешеходов”. Истец также затрагивает вопрос системы видеофиксации нарушений, которая, по его мнению, направлена не на обеспечение безопасности дорожного движения, а на взимание большего количества штрафов.

На основе всех этих аргументов Амир Бегдесенов просит суд признать незаконным решение управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и департамента полиции Алматы о снижении скорости до 60 км/ч на Аль-Фараби, Саина и ВОАД и об установке на этих дорогах постов АИС БДД.

Между тем ответчики исковые требования Амира Бегдесенова не признают. На прошедшем вчера в Бостандыкском районном суде заседании представитель ДП Алматы Салтанат АЙТЖАНОВА сообщила, что в 2018 году на проспекте Аль-Фараби произошло 102 ДТП, в которых погибли четыре и ранены 127 человек. На ВОАД - 29 ДТП, погибли двое, ранены 33 человека.

Салтанат АЙТЖАНОВА

На улице Саина - 147 ДТП, погибли пятеро, ранены 174 человека. А в период с 1 января по 11 февраля 2019 года на Аль-Фараби зафиксировано 5 ДТП, в которых погиб один человек, ранены пять. На Саина - 9 ДТП, погибли два человека, ранены 10. На ВОАД в этот период ДТП не было.

- Считаем, что положительно сказывается введение ограничения, - сказала Салтанат Айтжанова.

- Вы приводите статистику всего за один месяц 2019 года, - парировал истец. - Но для того чтобы провести более объективное сравнение, нужно, наверное, весь 2019 год сравнивать с 2018-м!

Представитель ДП также дала пояснения насчет системы АИС БДД, о которой идет речь в исковом заявлении. По ее словам, она сейчас действует в тестовом режиме и штрафы на основе результатов ее работы пока не выписывают. Кроме того, выяснилось, что система находится на балансе акимата.

- Проект “Средняя скорость” реализуется в рамках государственно-частного партнерства или через государственные закупки? - поинтересовался Амир Бегдесенов.

- Это к акимату вопрос, - ответила представитель ДП. - Они устанавливают, а потом нам передают.

Представитель управления городской мобильности сообщил, что необходимость ограничения скорости была продиктована сложившейся на этих участках ситуацией, а именно высокой аварийностью, что доказывает приведенная департаментом полиции статистика.

- Приоритет жизни людей, то есть участников дорожного движения, преобладает над экономическими интересами, - сказал он. - То есть эти действия были продиктованы обеспечением безопасности дорожного движения. Размещая данные технические средства дорожного регулирования, мы влияем на снижение показателей по ДТП. Основной принцип такой, что последствия ДТП напрямую зависят от скоростного режима. При движении транспорт­ного средства со скоростью 60 км/ч вероятность того, что человек выживет при ДТП, намного выше, чем при 80 км/ч.

А представитель департамента экологии города, участвующий в деле в качестве третьего лица, заявил, что согласно Экологическому кодексу нормативы по предельным выбросам загрязняющих веществ передвижных источников не устанавливаются.

- Департамент экологии в пределах своей компетенции осуществляет государственную экологическую экспертизу хозяйственной деятельности стационарных объектов, то есть юридических и физических лиц, - сказал он. - Предельно допустимая концентрация выбросов передвижных источников регулируется законодательством о техническом регулировании. Однозначно сказать, что снижение скорости до 60 км/ч повлияет на окружающую среду, я не могу, потому что у нас нет статистических данных. Кроме скорости влияют дополнительные факторы: тип, категория транспортного средства, сроки эксплуатации, качество заправляемого топлива. ...Чтобы дать объективную оценку, надо провести специальные исследования.

В ходе судебного заседания сторона истца пыталась выяснить, на основании чего все-таки было принято решение о снижении скорости. В итоге первоисточник найти не удалось. Представитель управления городской мобильности сослался на предписание уполномоченного органа, коим, по его словам, является управление административной полиции ДП Алматы. А представитель ДП заявила, что указание о необходимости снижения скорости полицейским дал аким города.

- Наш непосредственный руководитель выступал с отчетом о безопасности на дороге, и там решился вопрос, - сказала Салтанат Айтжанова.

- А где выступал? - уточнила судья Айгуль АБАЙДЕЛЬДИНОВА.

- В акимате.

В итоге судья решила привлечь в качестве третьего лица аппарат акима Алматы, чтобы прояснить все детали. Также по настоянию департамента экологии третьим лицом выступит управление “зеленой” экономики (бывшее управление природных ресурсов и регулирования природопользования), в компетенции которого находятся вопросы по выбросам загрязняющих веществ. Следующее заседание по этому делу состоится 22 февраля.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть