Всё у них получится?
Незабываемые впечатления от отчетной встречи акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА с населением, прошедшей в среду, 21 февраля
Мероприятие должно было начаться ровно в 10.00, но уже в 9.30 зал был практически полон. Пустовали лишь некоторые кресла в первом ряду - их чуть позже заняли наблюдатели из Астаны. Сознательных горожан, которые на загляденье организованно заполнили Дворец республики, в ожидании виновника торжества развлекали роликами о достижениях южной столицы. Кадры не оставили сомнений в том, кому в Алматы жить хорошо. Бауыржан Кыдыргалиевич, появившись в зале в назначенное время и бодро прошагав к трибуне, всем своим видом демонстрировал оптимизм. Он сыпал цифрами, хвалился достижениями, говорил о грандиозных планах (впрочем, и о проблемах поминал). В общем, градоначальник делал все, чтобы закрепить возникшее после просмотра видео ощущение всеобщего благополучия, но при этом не прослыть мечтателем, оторванным от реальности.
- Наша задача - дойти до каждого человека, - озвучил свое кредо Байбек. И подкрепил этот тезис рассказом о том, как акимат активно мониторит и реагирует на публикации в соцсетях, работает с обращениями граждан, организует общественные приемные - короче (разве вы, дорогие алматинцы, еще не почувствовали это на себе? - О. А.), держит руку на пульсе. Достичь нужного настроя аудитории помогала не только магия цифр, которая (проверено не одним поколением чиновников) на неподготовленного слушателя действует безотказно, но и постоянно подчеркиваемая оратором мысль: он - как и вся мэрская рать - работает на благо каждого алматинца.
- На этот год выделено более 15 миллиардов тенге на субсидирование общественного транспорта. Себестоимость одной поездки в метро - 713 тенге, а для горожан стоимость составляет 80 тенге, для льготников - 40, разницу покрывает город, это четыре миллиарда тенге (в этом месте особо благодарные горожане должны были прослезиться. - О. А.). На некоторых автобусных маршрутах себестоимость поездки в 10-15 раз превышает утвержденный тариф. Для улучшения экологии и удобства горожан мы идем на эти расходы - это огромная поддержка простых алматинцев. Но должны быть качество и сервис. Поэтому мы субсидируем только новые автобусы. Но однако отдельные перевозчики возмущаются и требуют поднять тариф до 150 тенге, при этом не обещая повысить качество своих услуг. 20 лет автобусные парки гребли деньги лопатой. Теперь, когда мы навели порядок, начинают требовать, даже шантажировать... некоторые. С такими мы будем жестко разбираться: штрафовать, вплоть до передачи маршрутов (другим перевозчикам. - О. А.). Здесь есть президент ассоциации пассажирских перевозчиков города АМАНБАЕВ Сабит Шаяхметович?
Аманбаев, который от лица перевозчиков как раз и добивается повышения тарифа, поднялся с места.
- Вам мало помощи? - не выходя из образа строгого начальника, спросил аким.
Растерявшийся глава ассоциации явно не был готов к такому сценарию и не так уверенно, как обычно, но все же стал говорить о тяжелом положении перевозчиков...
Не убедил.
- Убытки? Да нет убытков! - прервал Аманбаева Байбек. - Нужно уметь эффективно работать. Я вам официально заявляю: никакого повышения тарифов не будет, пока качество не поднимете!
Здесь уже благодарным слушателям оставалось только взорваться аплодисментами. Что они незамедлительно и сделали.
А потом снова посыпались цифры. На этот раз связанные с повышением тарифов на коммунальные услуги. Оказывается, всем алматинцам надо не ругать власти за округлившиеся коммунальные счета, а, наоборот, благодарить - ведь без их поддержки все было бы еще хуже! Это у монополистов аппетиты будь здоров, а акимат делает все, чтобы их умерить, да еще и субсидирует эту сферу, чтобы нам с вами легче жилось...
...В общем, час двадцать минут - о наших бедах и их победах.
А после... После к микрофону потянулись алматинцы, удостоившиеся чести присутствовать в зале. Правда, некоторые спрашивали ровно о том, о чем Байбек 15-20 минут назад уже сказал с трибуны. Но он, не моргнув глазом, снова отвечал.
Ведущий сразу обозначил регламент: не больше минуты на вопрос. И представьте, все укладывались в эти рамки! Точно формулировали свои мысли, говорили четко, расставляя акценты в нужных местах - в общем, еще раз доказывали, что Алматы, бесспорно, культурная столица Казахстана, в которой живут люди, прекрасно владеющие словом. Предлагаю читателям насладиться одним из образчиков мастерства устной речи:
- Хочу задать вопрос по поводу подземного пешеходного перехода в микрорайоне “Казахфильм”. Зал, конечно, со мной согласится: на поверхности у нас все красиво и благоустроено, а вот подземные переходы - санитарное их состояние - оставляют желать лучшего. Стены обшарпанные, разрисованные, темно, скользко, воняет, извините, так, что дышать нечем. Когда-нибудь вы там наведете порядок?
И Бауыржан Кыдыргалиевич с готовностью отвечал на этот “неожиданный” вопрос.
- Надо сделать не просто текущий ремонт. Мы это все (подземные переходы. - О. А.) очистим, поставим антивандальный свет, камеры, которые будут выведены в ДВД. Когда человек заходит, должна классическая музыка играть или какая-то другая - успокаивающая. Нужно поставить туда платные туалеты. Переходов по городу 56. В этом году мы все их должны закончить. Уважаемые алматинцы, я попрошу вас немного потерпеть. Мы этот вопрос системно решим: удобно, безопасно, без торговли...
И еще раз о терпении.
- В прошлом году на нашей улице Бегалина проходили коммуникационные работы, - взяла слово другая жительница Алматы. - Мы отнеслись к этому с пониманием, но дорогу закапывали осенью, в дождь и снег. В результате образовались трещины, ямы, машины проваливаются. Очень бы хотелось узнать, кто-то контролирует качество проведения таких работ?
- Я сам вечерами езжу, проверяю качество, - признался аким. - Мы очень жестко это мониторим. На 36 месяцев есть гарантийные обязательства, компании (подрядчики. - О. А.)
за свой счет должны устранить (недоделки. - О. А.). Что с этой улицей? Поясните.
- Улицу Бегалина прекрасно знаем, - перехватил “инициативу снизу” представитель управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы. - Здесь проложили временную дорогу, потому что на этот год там был предусмотрен ремонт - у вас будет шикарная работа... Все у вас будет хорошо! (В смысле - у жителей с улицы Бегалина. - О. А.)
И снова - крученая подача из зала:
- Вот недавно были проблемы с оплатой парковки на рынке “Ялян”. Там образуются огромные пробки из-за недостатка паркоматов. Кто и каким образом контролирует качество этих услуг?
Вопрос еще звучит, а аким уже спешит с обнадеживающим ответом... На что еще жалуетесь? На шум из-за близости ночного клуба? Утихомирим! Просите открыть новый автобусный маршрут? Организуем! Страшно гулять по любимой горожанами роще Баума? Облагородим и наведем порядок, передав в коммунальную собственность! А еще - продолжим все то, что уже начали: обновлять городской автопарк, реконструировать улицы, строить новые предприятия, наводить порядок в Алматы. К концу этого года, если верить руководителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максуту ИСАХОВУ, на остановках даже появятся таблички с указанием графиков движения общественного транспорта. Только представьте: там будет написано, с какого и до какого часа вас станут возить автобусы и троллейбусы! А если написанному еще и верить можно будет... Ну тогда к следующей отчетной встрече у “матросов” совсем не останется вопросов.
Дословно
- С учетом минимизации воздействия на окружающую среду корректируется проект “Кок-Жайлау”. В свое время мы его остановили, потому что не было консенсуса. Мы проанализировали все замечания горожан. Все! И сегодня ТЭО (технико-экономическое обоснование. - О. А.) дорабатывается, в июне мы его выдадим. Будет круглогодичный курорт с акцентом на пеший туризм. Еще раз официально заявляю (идут спекуляции): строительство частных коттеджей в проекте не предусмотрено. Говорят. Начинают пугать. Не будет! Выйдет в июне ТЭО - там посмотрим: если хоть одну строчку найдут, мы сразу отменим проект!..
В маленьких европейских странах по 200-300 курортов, но от этого же экология не портится. Надо еще раз понять: 80 процентов выбросов города - это машины и ТЭЦ. Может, для кого-то это непопулярное решение. Но был соцопрос, свыше 80 процентов поддержали нас. Понятно, недовольные больше кричат, кому все нравится, тот сидит спокойно...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Курорт “Кок-Жайлау”: строить нельзя консервировать
Окончательное решение о том, быть или не быть в урочище Кок-Жайлау горнолыжному курорту, власти Алматы примут после того, как будет готово обновленное технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. Об этом на прошедшем в среду “круглом столе”, посвященном обсуждению новых параметров курорта, заявил директор ТОО “Almaty Mountain Resorts” Наиль НУРОВ (на снимке).
В ходе дискуссии выяснилось: ТОО “Almaty Mountain Resorts”, которое в связке с ТОО “Геодата плюс” осенью 2017 года выиграло тендер на разработку нового ТЭО, - бывшее ТОО “Кок-Жайлау”, созданное несколько лет назад для реализации проекта по строительству горнолыжного курорта. Компания сменила название, а заодно и учредителя - вместо управления финансов им стало управление туризма и внешних связей акимата Алматы (которое и проводило тендер).
Что касается нового ТЭО, то оно сейчас в стадии разработки, завершить его планируется к
15 июня. Но уже сейчас известно: власти решили отказаться от строительства курорта мирового уровня с большим количеством гостиниц, ресторанов, магазинов и т. д. Теперь планируется построить недорогой круглогодичный курорт, доступный всем слоям населения. Что касается частных коттеджей, перспектива появления которых беспокоила горожан, то их, как заверил Наиль Нуров, на территории “Кок-Жайлау” не будет: земля эта государственная и таковой останется. Вмешательство в природу предполагается минимизировать: площадь коммерческой застройки сократилась с 44 до 4 тысяч квадратных метров, а общая протяженность лыжных трасс - с 65 до 10 километров. Кроме того, уменьшена пропускная способность курорта (с 10 до 4 тысяч лыжников в день), количество канатных дорог (с 16 до пяти) и искусственных озер для производства снежного покрытия (с трех до одного).
- Ландшафт курорта “Кок-Жайлау” предусматривает приоритет в сторону трасс для начинающих лыжников, в первую очередь для детей, - сказал Наиль Нуров. - Это позволит изменить отношение горожан к горным лыжам. Мы уверены, что с помощью курорта “Кок-Жайлау” горные лыжи превратятся из спорта для элиты в спорт для всех.
Эта идея некоторым из присутствовавших пришлась по вкусу. Владелица семейного горного курорта Pioneer Жанат КАРАТАЙ заявила, что горные лыжи - один из лучших способов реабилитации детей-инвалидов, и высказала надежду, что “Кок-Жайлау” будет работать в этом направлении.
Но все-таки большинство участников “круглого стола” оптимизма разработчиков не разделяют. К примеру, руководитель экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ уверен: никакого горнолыжного курорта на Кок-Жайлау быть не должно.
- Одну площадку под подстанцию поставили и там все перевернули вверх дном, - посетовал он. - А ведь надо будет еще строить водопровод, канализацию, дороги делать, электричество проводить - там живого места не останется, на этом Кок-Жайлау. И зачем это нужно?
Представительница экологического общества “Зеленое спасение” Светлана СПАТАРЬ объяснила Наилю Нурову суть допущенных при разработке проекта “Кок-Жайлау” нарушений Орхусской конвенции, ратифицированной Казахстаном еще в 2000 году. По словам Спатарь, конвенция предусматривает участие народа в принятии решений, касающихся окружающей среды, а в случае со строительством курорта власть принимала решение, не советуясь с горожанами. На что Наиль Нуров возразил: аким Бауыржан Байбек примет окончательное решение только после того, как будет готово ТЭО проекта. А руководитель управления туризма и внешних связей Ерлан ЖАЙЛАУБАЙ объяснил активистке, что возобновление проекта - это чуть ли не вынужденная мера, обусловленная экономической целесообразностью (иными словами, акимату просто жаль потраченных денег).
- Мы уже начали проект, куда инвестировали порядка 3 миллиардов тенге на тот момент, если не больше, - сказал он. - Ну как его консервировать? Поэтому было принято решение о продолжении и завершении этого проекта.
Участники “круглого стола” дискутировали более двух часов, звучали самые разные мнения, вопросы и предложения. Особенно понравилось собравшимся предложение экономиста Петра СВОИКА, который заявил, что он, в принципе, не против строительства курорта, но при условии отражения в новом ТЭО чаяний горожан, а также ряда “бонусов”.
- Если город и правительство хотят подарить алматинцам этот курорт, то почему бы не рассмотреть и другие подарки? - предложил он. - Например, Алматы - “чемпион мира” по приближенности к горам. Это надо использовать, конечно. Но мы “чемпионы мира” и по смогу. 70-80 процентов этого смога - от машин. Почему бы за эти деньги не перевести весь таксопарк на электротягу?
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы