9883

Не делайте историю фальшивой и гремящей фанфарами...

86-летний Михаил Ефимович ЗЕЛЬЦЕР не просто известнейший в Казахстане врач-эндокринолог, профессор и доктор медицинских наук. Он - ленинградец и блокадник. И знает, что такое оккупация, голод, эвакуация и лагерная жизнь узников сталинского режима. Что он думает о разговорах о “не нашей войне” и предложении превратить 9 Мая в день скорби.


- В первый день войны я оказался возле кинотеатра “Колизей”. Через репродукторы передавали знаменитую речь товарища МОЛОТОВА, который говорил: “Враг будет разбит. Победа будет за нами”. Толпа внимала, а когда он закончил, выскочил какой-то военный и, размахивая руками, стал кричать: “Мы придавим этих фашистских гадов!” Ему хлопали. Потом еще кто-то говорил. Тогда в первый и единственный раз в жизни я видел стихийный митинг. Естественно, никто в тот момент не думал, чего будет стоить победа и сколько времени на это понадобится.
Мы были воспитаны на выраженной неприязни к фашизму. Я очень хорошо помню, хотя был еще мальчишкой, афиши антифашистских фильмов, наклеенные возле кинотеатров. Потом, в конце 30-х годов, когда мы стали дружить с Гитлером, они вдруг исчезли. Помню, проходил как-то мимо немецкого посольства и увидел, что над ним развевался фашистский флаг. Резануло: “Как так? Знамя со свастикой над нашим городом?” Это были 1939 - 1940 годы. Мне кажется, этот переход людям взрослым и думающим было нелегко пережить. А в первый день войны возле того самого кинотеатра снова появилась реклама антифашистских фильмов.

- Михаил Ефимович, сейчас о войне говорят много, нередко высказывая полярные мнения об одних и тех же событиях. И спорящие не слышат друг друга да и не хотят этого. Вот и про блокаду Ленинграда сегодня рассуждают: а нужна ли она была, стоило ли обрекать на голодную смерть сотни тысяч людей?..
- Рассуждения эти не новы, и появились они не вчера. Но знаете... Если так кто-то начал бы рассуждать в Ленинграде во время войны... Его просто расстреляли бы. А во-вторых... Грех, конечно, так говорить, но я бы понял, почему это сделали. Мне даже трудно представить, что такая мысль могла возникнуть у умирающих от голода ленинградцев, тем более что Гитлер неоднократно говорил, что разрушит город до основания. Кто-то считает, что, сдав Ленинград, можно было бы сократить количество жертв. Я думаю, это совершенно неправильно. Вспомните, сколько было примеров, когда фашисты входили в города и расстреливали всех подряд. Что, они бы заняли Ленинград и начали кормить жителей? Это, ей богу, неправда. Невозможно это. Я и сейчас не могу представить, что тогда можно было бы сдать Ленинград или Москву. Это символы страны, и, думаю, если бы Гитлер все-таки прорвал блокаду и захватил город, это бы очень сказалось на ситуации в войне в целом.
- А колоссальные и не всегда оправданные жертвы войны? Ведь победа далась нашей общей тогда стране слишком большой ценой...
- Конечно, легко рассуждать задним числом, но, думаю, что разговоры об излишних жертвах действительно оправданны. Когда шли установки взять какой-то город к определенной дате или дню рождения вождя. Конечно, нельзя было отказаться - всем управляла железная рука. Но все же мера должна была быть. С людьми, спору нет, не считались.
- День Победы буквально в последние несколько лет заметно трансформировался, появилось сразу несколько символов - сначала георгиевская лента, потом бессмертный полк...
- К бессмертному полку я отношусь уважительно и думаю, что это хорошая идея, хотя и она порой бывает извращена. Например, когда ПОКЛОНСКАЯ несет портрет Николая II в ряду погибших во время Великой Отечественной. В такие моменты внутри аж все переворачивается.
Что касается георгиевской ленты. Специально не ношу, но, если мне ее дают на встречах ветеранов и блокадников, надеваю, потому что не отношусь к ней враждебно. Но знаете, что бы я хотел сказать относительно георгиевской ленты. Исторически это, конечно, неправильно, потому что это символ дореволюционной России. Я к советской власти отношусь плохо. Но если бы в качестве такого символа предложили красный флаг, с которым штурмовали Берлин (пусть рваный, немного обгоревший, с дырками от пуль), я бы посчитал, что для этого есть основания. Хотя это в данном случае не играет решающей роли. Главное, какой смысл мы вкладываем в эту ленту. Если это символ памяти тех, кто погиб на войне, я готов ее носить. Но если это символ байкеров, которые едут по Европе с транспарантами: “Даешь Берлин”... Совершенно отвратительная акция, демонстрация невежества и хамства, оскорбление памяти тех, кто воевал. Это они шли на Берлин. А эти... Или если это символ тоталитарных настроений некоторых российских политиков вроде ЖИРИНОВСКОГО, то я близко к нему не подойду. Все же нет смысла в том, чтобы ломать копья вокруг того, в какую форму облечен этот символ, нужно спорить по существу. Неважно, какого цвета эта лента, полосатая, как георгиевская, или, как у нас в Казахстане, голубая, главное, что мы, надев ее, отстаиваем то, что хотим сказать.
- Но ведь рассуждения о том, какой должна быть “правильная”, это полбеды. Сейчас все чаще говорят, что Казахстан и вовсе не должен был участвовать в Великой Отечественной: мол, это была не наша война.
- Я всегда стараюсь быть толерантным, но подобные разговоры у меня вызывают негативную реакцию. Это была борьба человечества, которое не хотело фашизма. Это была общая война. И сражались все, и погибали. И наверное, все же понимали, за что и с кем они воюют. Другое дело, что потом выяснилось, что мы жили в период тоталитарного режима. Свято верили, что наше существование должно быть посвящено только одному - построению социализма. Без этого жизнь представлялась никчемной. Сейчас, разумеется, я понимаю, что мы были очень сильно оболванены и хором кричали “ура”. Но чтобы взглянуть на все это по-другому, понадобилось время. Поэтому не нужно путать войну и режим. Ведь все защищали свое Отечество и делали это, невзирая на национальности. Вспомните солдат Панфиловской дивизии, 28 панфиловцев. Разве можно сказать, что это была не их война?
- Но ведь и про панфиловцев теперь говорят, что история их подвига всего лишь миф...
- Это неправда. Знаете, отчего сейчас появляются такие разговоры? От чрезмерной политической пропаганды, которая была во время войны. Да, сейчас говорят, что журналист газеты “Красная звезда” КРИВИЦКИЙ сочинил эту историю. Но так ли это важно? Не было именно этих 28 панфиловцев, были другие. И в самом деле солдаты Панфиловской дивизии сражались с немцами под Москвой и погибали под танками. Понимаете, большая правда была, но она перемешивалась с маленькими неправдами. Вот в чем дело. Сейчас часто говорят: “Не дадим искажать нашу историю” (и подобные высказывания звучат не только в России, но и у нас). И под этой маркой забывают и про дружбу Сталина с Гитлером, и про напрасные жертвы людей, которые сидели в это время в лагерях. Это ничуть не лучше.
- Вы согласны с тем, что 9 Мая - это не праздник вовсе, а день скорби и пора бы прекратить устраивать пышные торжества и парады. Для вас это праздник или день плача?
- Это и то и другое. Это, бесспорно, самый великий праздник, но, как поется в песне, “со слезами на глазах”. День исключительной Победы над фашизмом. Но, конечно, нельзя не сказать, что сейчас его формализовали, сделали чересчур официальным. Участники войны не на первом плане, а День Победы превратился в очередное дежурное мероприятие. И это плохо. У нас в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев место возле Вечного огня, где 9 Мая выступают представители акимата, огораживают. И когда утром туда идет старичок-фронтовик - его могут и не пустить. Хотя вроде бы для него все это и сделано.
Я помню, как раньше встречались однополчане, вспоминали былое - и это было очень искренне. Вот такой праздник необходим. Но когда под его предлогом демонстрируют военную мощь, тратя на это колоссальные деньги, при том, что многие участники войны живут в бедственном положении... Не думаю, что это тот день, когда нужно бряцать оружием и демонстрировать свою силу, смешивая все в одну кучу. Вот уж действительно не надо искажать историю и делать ее парадной, фальшивой, гремящей фанфарами. Это душевный праздник. Конечно, я пойду в парк 9 Мая, потому что для всех нас День Победы особенная дата, ведь тысячи казахстанцев погибли в той войне. Как можно об этом забыть?

- День Победы я встретил в Акмолинском лагере жен - изменников Родины, который в народе называли АЛЖИР и где в то время сидела моя мама. Все уже знали, что вот-вот наши возьмут Берлин. Помню, как к нам с криками “Победа! Победа!” подбежали мои одноклассники. Только-только появились тюльпаны, мы нарвали букеты и вместе побежали дальше. А вечером заключенные устроили торжественный концерт. Знаете, проходили они совершенно замечательно, ведь в АЛЖИРе кто только ни сидел - и выдающиеся артисты, и балерины, и музыканты. И все пели: “Выпьем за Родину, выпьем за Сталина”...

Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее