Хотели, но не смогли
Почему “Азия Авто” отказалось от объединения с AllurGroup?
В среду акционер и член совета директоров казахстанского автохолдинга AllurGroup Юрий ЦХАЙ после подписания соглашения с китайской государственной компанией СМС о продаже 51 процента своих простых акций сообщил, что до этого его предприятие неоднократно пыталось найти партнеров, в том числе даже собиралось объединиться с другим казахстанским автопроизовдителем - “Азия Авто”, но все попытки были безуспешными.
О причинах отказа от объединения казахстанских предприятий газете “Время” в эксклюзивном интервью рассказал председатель совета директоров группы компаний “БИПЭК Авто - Азия Авто” Анатолий БАЛУШКИН (на снимке):
- Представители AllurGroup действительно обращались к нам с предложением о приобретении бизнеса. Как известно, в 2015 году долги компании были рефинансированы и частично списаны национальным холдингом “Байтерек” и Банком развития Казахстана. В результате государство в лице БРК с долей 11 процентов и Baiterek Venture Fund с долей 15,34 процента стало акционером АО “AllurGroup”.
Однако финансовые вливания государства не обеспечили спроса на продукцию костанайского завода и не улучшили финансовое положение компании. Предлагаемые AllurGroup бренды не пользуются спросом в республике - по итогам 2016 года AllurGroup заняла лишь 3,3 процента казахстанского рынка. Заявленные планы по выходу на внешние рынки также не были реализованы. В конце 2016 года Toyota, наиболее заметный партнер компании, покинула конвейер в Костанае.
Слабые рыночные позиции нашли отражение в финансовом положении компании. По данным независимой экспертизы, проведенной по нашему заказу в связи с намерениями покупки, сумма долга компании перед кредиторами и поставщиками в семь раз превышает имеющиеся у нее активы.
Более того, производственные “активы” костанайского завода вызвали у привлеченных нами специалистов откровенное недоумение, а местами - шок. В зимнее время эксплуатировать заводское здание практически невозможно. Инженерные сети не ремонтировались пару десятилетий. Так называемое окрасочное оборудование продано и установлено неизвестным поставщиком. Балансовая стоимость сборочного оборудования не бьется с его реальной рыночной стоимостью.
Понятно, что найти покупателя для бизнеса с таким состоянием “финансового здоровья” практически невозможно. Судя по всему, представители китайской стороны пока не успели ознакомиться с реальным положением дел в AllurGroup.
- Соглашение между СМС и AllurGroup подписывалось чуть ли не на правительственном уровне. Как вы оцениваете позицию правительства в этой ситуации?
- На мой взгляд, правительство проводит взвешенную и, что важно, независимую позицию. Каждому участнику рынка дана возможность проявить себя в условиях здоровой конкуренции. На равных. Это главное. В моей деревне за такое премию дают.
- Что вы думаете о планах китайских партнеров AllurGroup по завоеванию рынка? Не только нашего, но и российского? Не боитесь китайской угрозы для своего предприятия?
- На этот вопрос ответил потребитель. Ведь китайские производители работают здесь давно. Каковы результаты? В 2015 году в России было продано 152 машины под брендом JAC. В 2016-м JAC ушел с рынка РФ. В Казахстане исключительно благодаря госпрограмме льготных кредитов - продажи JAC достигли внушительных 622 штук! То есть 1,4 процента рынка.
Игорь НЕВОЛИН, Алматы