Вина работодателя - сто процентов
На шахте “Саранская” отстранены от работы 16 человек
В среду спецкомиссия огласила результаты расследования группового несчастного случая, произошедшего на шахте “Саранская” (см. “На-гора не поднялись...”, “Время” от 12.11.2016 г.).
Как выяснилось, горняки использовали транспорт, не соответствующий техническим стандартам. Накануне трагедии в одной из лав начались ремонтные работы, в связи с чем изменился маршрут выхода людей на поверхность. Чтобы выбраться из подземелья, им нужно было преодолеть расстояние свыше километра. Горняки могли бы идти пешком, но руководство шахты дало указание вывезти их в вагонетке. Начальник рельсового транспорта дал команду машинисту дизелевоза “Феррит” установить тормозную тележку на пассажирскую кабину KVS-2R1. А также распорядился, чтобы другой машинист осуществил доставку оборудования и перевозку людей.
10 ноября в 14.45 в районе пикета 79 двенадцать горняков забрались в кабинку. А спустя десять минут во время поворота в вагончике сорвало проушину крепления. Он стал катиться вниз под углом 10-15 градусов. Если бы на тормозной тележке был снят предохранитель, то произошло бы экстренное торможение. Однако кабинка в итоге развила скорость около 90 километров в час. Один из шахтеров практически сразу выпрыгнул и получил серьезные травмы. Остальные продолжили ехать в неконтролируемо мчащемся транспорте. По пути еще двое мужчин выпали наружу, их бездыханные тела позднее обнаружили спасатели. Преодолев около двухсот метров, кабинка свалилась на грунт, из-за чего травмировались практически все оставшиеся в ней пассажиры. Напомним, в результате ЧП скончались четыре человека и еще четверо угодили на больничные койки.
Как пояснили члены спецкомиссии, использовать ту самую пассажирскую вагонетку в шахте вообще нельзя, поскольку она по габаритам не вписывалась в поворот. По документам ее якобы испытывали и прогоняли в прошлом году тем же маршрутом, и все было нормально. Однако комиссия провела собственный эксперимент и выяснила, что транспорт цеплялся за шахтные конструкции, по сути, миновал поворот напролом. Потому и немудрено, что крепление кабинки не выдержало нагрузки. К тому же после проведения экспертизы стало известно, что швы крепления были недостаточно проварены чешским производителем. А до трагедии, увы, качеством приобретенной техники в АМТ никто не интересовался…
- Причиной группового несчастного случая стала преступная халатность! - отметил возглавлявший спецкомиссию заместитель председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР Нурбек КУНАНБАЕВ (на снимке справа). - Степень вины работодателя - сто процентов, степень вины работников - ноль процентов. Люди ни за что пострадали!
По результатам расследования от работы были отстранены 16 сотрудников шахты “Саранская”, начиная с директора Сергея МУСТИВКО и заканчивая машинистами дизелевоза. Среди причин, приведших к трагедии, Нурбек Кунанбаев также назвал отсутствие контроля со стороны инженерно-технического состава и нехватку квалифицированного персонала (который из-за кадровой политики “Арселора” за последние годы заметно сократился).
Кого из 16 работников шахты привлекут к уголовной ответственности и привлекут ли вообще, станет известно только после окончания расследования, которое сейчас проводит ДВД Карагандинской области.
Руководитель угольного департамента “АрселорМиттал Темиртау” Евгений РОМАЩИН (на снимке слева) заверил, что родственникам погибших горняков оказывается помощь не только в рамках соответственных пунктов коллективного трудового договора.
- Родные получат компенсацию в виде десяти годовых зарплат работника, будут обеспечены бесплатными путевками в дома отдыха и детские лагеря, компания будет оплачивать обучение детей, - рассказал Евгений Ромащин. - Кроме того, мы исполним их пожелания, касающиеся улучшения жилищных условий: кто-то хочет сменить квартиру, кто-то - отремонтировать имеющееся жилье. Пострадавшим работникам тоже будет оказана материальная помощь на лечение и восстановление здоровья.
К слову, после ЧП на шахтах АМТ пройдут проверки используемой техники во избежание новых трагедий.
Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда