Министерство невыученных уроков
Словно школьников отчитал глава Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН (на снимке) представителей Министерства образования и науки. В четверг на заседании в Астане Джанбурчин учил вице-министра Бибигуль АСЫЛОВУ (на снимке), как нужно отчитываться перед Счетным комитетом, и предложил беспрецедентную идею: обязать студентов вузов, отчисленных за неуспеваемость, возвращать государству затраченные на их обучение деньги.
Обстановка на заседании, где обсуждались итоги проверки использования бюджетных средств, выделенных на финансирование высшего и послевузовского образования, была накалена до предела.
Как выяснилось в результате аудита, в прошлом году 366 студентов были отчислены за академическую неуспеваемость. На их обучение государство затратило ни много ни мало почти миллиард тенге.
- Может быть, какие-то правила возмещения, как у программы “Болашак”, разработать? Вам сколько надо времени? - обратился к представителям МОН Козы-Корпеш Джанбурчин.
В ответ советник министра Дархан АХМАД-ЗАКИ заявил:
- Такое нельзя разработать в ближайшее время.
- Нет, подождите! По крайней мере, не вы будете решать это и не я! - отрезал Джанбурчин. - То, что такой механизм разрабатывать надо, я думаю, ни у кого из здравомыслящих людей возражений не должно вызывать. На обучение человека затратили деньги, он плохо учился, его отчислили за неуспеваемость, он нарушал правила внутреннего распорядка, пьянствовал, вел себя как попало - его отчислили за это. Либо он отучился два-три года и ушел. Думаю, какой-то механизм возмещения должен быть! Как понять - нельзя?!
Вице-министр Асылова попыталась сгладить ситуацию, пообещав, что в министерстве подумают над этим вопросом.
А подумать Минобрнауки придется еще и над серьезными финансовыми нарушениями, которые выявил Счетный комитет.
- Аудитом выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1,845 миллиарда тенге. В ходе контроля восстановлено 918 миллионов тенге. Кроме того, аудитом установлено 119 процедурных нарушений на сумму более 12,5 миллиарда тенге. Сумма неэффективного использования - 7,049 миллиарда тенге. Итоги аудита показывают, что в вопросах использования бюджетных средств и активов государства, направляемых на развитие высшего образования, в Министерстве образования есть ряд проблем, - заявил член Счетного комитета Совхозбек КУЛМАГАНБЕТОВ.
После такой разоблачительной арифметики г-жа Асылова не нашла ничего лучше, как… рассказать, чем же занимается подведомственное ей министерство. Но страж бюджета прервал ее на полуслове.
- Вы человек новый в ведомстве, у вас еще мало опыта, ваши помощники неправильно составили выступление. Это не отчет! То, что МОН делает очень много - у нас нет в этом сомнений. Здесь не надо рапортовать, что сделано, - назидательно отметил Козы-Корпеш Джанбурчин.
Счетный комитет, добавил он, - не то ведомство, которое заслушивает, что было сделано. А вот объяснить, почему были допущены нарушения в министерстве, было бы очень кстати.
- Недостатки-то серьезные - почти 2 миллиарда тенге! Это ведь деньги, которые подлежат восстановлению. Вы человек, конечно же, новый, поэтому спрашивать с вас будет необъективно. Несмотря на это, материалы аудита будут переданы главе государства, правительству, - строго сказал Козы-Корпеш Джанбурчин.
В ответ замглавы МОН пообещала: все, кто допустил финансовые нарушения в министерстве, будут привлечены к дисциплинарной ответственности. А для профилактики проведут аттестацию сотрудников и пересмотрят требования к работникам финансовых служб университетов и научно-исследовательских институтов.
Лэйла ТАСТАНОВА,фото автора и с сайта kapital.kz, Астана
Комментарий в тему
Не впадайте в крайности!
Насколько целесообразным может стать внедрение механизма возврата средств за учебу отчисленных с грантов студентов, мы спросили у президента ассоциации вузов РК Рахмана АЛШАНОВА (на снимке).
- При существующей практике государство, по сути, не теряет деньги: на место одного отчисленного студента приходит другой (учившийся до этого на платном отделении) и впоследствии выполняет все обязательства по гранту. Например, едет работать в село. Об этом господину ДЖАНБУРЧИНУ должны были сказать представители Министерства образования, присутствовавшие на встрече, но они не смогли возразить.
Конечно, если рассуждать с точки зрения ответственности, то, наверное, в этой инициативе есть смысл. Да, человек, зная о такой перспективе, постарается учиться лучше. Но это лишь видимая сторона медали. Есть и другая. При той практике, о которой я говорил, когда место отчисленного студента занимает другой, есть некоторые риски. Несколько лет назад ко мне приходила группа студентов одного из вузов, которые жаловались на декана своего факультета. Он всячески притеснял этих ребят, ставил их в очень жесткие условия и делал все, чтобы лишить их гранта. А на их места продвигал нужных студентов, обучающихся на платном отделении того же факультета. Понятно, что там была коррупционная составляющая. Попасть в опалу могут и принципиальные, и неугодные некоторым деканам студенты.
Не нужно забывать и о том, что далеко не всех студентов отчисляют только из-за неуспеваемости. Есть те, кто, поступив, через некоторое время понимают, что это не их призвание, - и уходят. Другим не нравится качество преподавания, им попросту становится скучно - и в этом зачастую виноваты сами преподаватели. Они разочаровываются в факультете и в вузе. Есть еще и такой момент: многие студенты, обучающиеся на гранты, из небогатых семей. Что с них возьмешь в случае отчисления? Государство замучается взыскивать с них и их родителей деньги. Так что если и прорабатывать такой механизм, то нужно очень четко обозначить причины отчисления, после которых студент должен вернуть средства, потраченные на его обучение.
Оксана АКУЛОВА, Алматы