3142

“Казахфильм”: большая перемена

Счетный комитет выявил немалые нарушения в работе главной киностудии страны и поставил их на вид Минкультспорта. Что дальше?

“Вследствие недостаточной работы министерства по развитию конкурентоспособных кинопродуктов и снижению издержек по их производству наблюдается низкая доходность от дистрибуции кинофильмов АО “Казахфильм”: за 2013-2014 годы - всего лишь 2,1 процента от общих сумм затрат на производство фильмов”, - заявил на днях член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Жансеит САРСЕНКУЛОВ.
Кроме того, по данным проверяющих, главная кинокомпания страны заключила договора на 1,6 млрд. тенге с продюсерскими компаниями, не обладающими достаточными ресурсами для оказания качественных услуг. А Минкультуры оплатило более 400 млн. тенге сверх фактических понесенных расходов на производство 30 фильмов. Это не считая затрат почти в миллиард тенге на семь кинокартин, которые в итоге... поставили на консервацию.
Среди “законсервированных” фильмов - “Төретам - оралман” Сабита КУРМАНБЕКОВА, “Талан” Булата КАЛЫМБЕТОВА, “Джин” (постановку которого прочили Чаку РАССЕЛУ), “Принц и нищий” Талгата ТЕМЕНОВА, “Феникс” Талгада ЖАНЫБЕКОВА.
“Феникс” - пожалуй, самый скандальный из них, поскольку группа Жаныбекова решила бороться с остановкой съемок в открытую и несколько раз созывала пресс-конференцию по поводу неправомочной заморозки проекта. Пока, впрочем, без особого эффекта. В аудиозаписи, которая появилась после посещения министром культуры и спорта Арыстанбеком МУХАМЕДИУЛЫ казахфильмовской площадки, говорится о том, что средства, выделенные Жаныбекову, пойдут на “Казахское ханство”. В кулуарах студии ходят разговоры, что вообще все госфинансирование компании в этом году перетекло на два имиджевых проекта: “Ханство” и байопику “Так сложились звезды” Сергея СНЕЖКИНА. Тем не менее “Төретам” Курманбекова в свое время получил около 20 процентов от запланированного бюджета в миллион долларов (по курсу 180 тенге за “вечнозеленый”. - Т. Б.) на подготовительные работы своей истории про оралмана из Афганистана. По словам режиссера, есть надежда в ближайшее время отснять уходящую натуру, а в следующем году полностью закончить картину. Бюджет при этом останется неизменным в тенговом эквиваленте - как пояснил Курманбеков, руководство компании обещало снять с консервации фильмы, авторы которых не требуют индексации затрат в связи с удешевлением тенге.
А вот у Талгада Жаныбекова наде­жды, кажется, уже нет - “Феникс” даже исключили из темплана студии, несмотря на заключенные договоренности и приказ о запуске в производство. Скажем больше - из общей суммы госфинансирования в 550 миллионов тенге (согласитесь, символичная сумма! - Т. Б.) группа уже успела освоить 100 миллионов. И тем не менее.
- Как ни странно, но даже проверка Счетного комитета никак не повлияла на министерство, - разводит руками Жаныбеков. - И никто не собирается отчитываться за потраченные бюджетные средства! Нашу картину просто убрали из производства - и все. Но ведь ведомство же должно как-то объясняться по поводу того, куда уходят такие суммы!
И если с тем, куда уходят деньги, еще более-менее понятно (нецелевые траты - бич не только “Казах­фильма” и Минкульта), то с тем, откуда они должны приходить, - полный мрак. Многих возмутила цифра в два процента, которые возвращают государству студии в виде доходов. Очевидно, что это нерентабельно, но “Казахфильм” никогда и не был рентабельным! Частично перевести государственное кинопроизводство на коммерческие рельсы в свое время решил тогдашний президент компании Ермек АМАНШАЕВ, а вот законодательно такая практика никак не регулируется. Государство просто вкладывает деньги в национальное кино так же, как финансирует театры и музеи, - это запланированные траты на культуру. Закон “О культуре” так и гласит: “Приоритетами государственной политики в кинематографии являются:1) создание кинолетописи и национальных фильмов, в том числе для детей и юношества; 2) сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии; 3) создание приоритетных условий производства, тиражирования и проката национальных фильмов перед зарубежными; 4) проведение кинофестивалей и других мероприятий; 5) участие и представительство в международных организациях кинематографистов, а также на фестивалях и конкурсах”.
Но, возможно, сейчас у Министерства культуры и спорта другие приоритеты. Два недавних релиза студий - “Жол” Аскара УЗАБАЕВА и “Кунанбай” Досхана ЖОЛЖАКСЫНОВА - вышли практически без рекламной поддержки. И если ситуацию с “Жолом” можно было объснить тем, что остросоциальный фильм пытались таким образом “замарафетить”, то как понимать маркетинговый провал “Кунанбая”? Как это согласуется с “созданием приоритетных условий производства, тиражирования и проката национальных фильмов перед зарубежными”?
Между тем на территории “Казах­фильма” приоритеты тоже меняются. С “двухпавильонника” сняли антенны мобильных операторов, и теперь на всем пространстве студии барахлит сотовая связь. Частные СТО, занимавшие боксы на площадях студии на условиях аренды, выселены. Ходят устойчивые слухи, что 49 акций компании уже проданы одному известному местному олигарху из списка “Форбс”, который объявит о том, что будет с крупнейшей кинопроизводящей компанией страны, уже в январе. Мы не знаем, кто он. Хотя все указывают и говорят о Булате УТЕМУРАТОВЕ.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть