4011

Пенсия тревоги нашей

Во вторник, 4 августа, президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения”.

Этот закон предусматривает в том числе изменение порядка начисления базовой пенсии. Как сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения и социального развития, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться только по достижении пенсионного возраста в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При этом в него будет включен стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались обязательные пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных взносов). В случае если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или вовсе отсутствует, размер базовой пенсии будет равен 50 процентам от величины прожиточного минимума, который на сегодняшний день составляет 21 364 тенге. За каждый отработанный год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2 процента: при стаже в 20 лет - 70 процентов прожиточного минимума, в 30 лет - 90 процентов, при 35-летнем стаже и более - 100 процентов.
Еще одно изменение касается дополнительных обязательных пенсионных взносов работодателя, размер которых составит 5 процентов от зарплаты сотрудника. Эти взносы, не являющиеся собственностью работника, будут аккумулироваться на его условном пенсионном счете в ЕНПФ. Право на пенсионные выплаты за счет этих взносов будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, на чье имя открыт условный пенсионный счет, при условии перечисления взносов не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Пенсия будет выплачиваться пожизненно ежемесячными платежами, и унаследовать ее невозможно. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демо­графических показателей.
Отныне пенсионные выплаты граждан будут состоять из базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе; пенсионной выплаты из центра лицам, имеющим трудовой стаж не менее 6 месяцев на 1 января 1998 года; пенсионных выплат из ЕНПФ за счет 10 процентов обязательных пенсионных взносов работника, 5 процентов обязательных пенсионных взносов работодателя, 5 процентов обязательных профессиональных пенсионных взносов (для работников, занятых на вредных производствах, - с 2023 года); добровольных пенсионных накоплений.
- До этого размер пенсии очень сильно зависел от таких случайностей, как повезло тебе или не повезло выйти на пенсию именно в тот год, - комментирует принятый закон экономист Петр СВОИК (на снимке). - Длительное время существовал порядок, когда пенсию тебе определяли только по пяти последним годам. А что ты там раньше делал, неважно. Соответственно, люди примерно с одинаковыми заработками, трудовыми биографиями, стажем получали разные пенсии. К примеру, я успел поработать и крупным хозяйственным руководителем, и даже министром, а пенсию получаю минимальную, так как в последние пять лет перед пенсией ничего не заработал. Сейчас это дело упорядочивается. Упорядочивается равноценность трудового стажа, который был до введения накопительной пенсионной системы, то есть до 1998 года, и стажа участия в нынешней пенсионной системе. И все это более логично, чем ранее, привязывается к базовой пенсии, которая, как раньше, привязана к прожиточному минимуму.
- Так все-таки лучше гражданам от этой реформы или хуже?
- Вопрос остается открытым. Эти новые механизмы дают большую упорядоченность, большую логику, но вовсе не дают гарантию, что пенсии будут повышаться. Они позволяют как повышать, так и понижать или держать на нужном правительству уровне пенсионное обеспечение. Вообще пенсионный закон длинный, там масса поправок - замучаешься его читать. Но, в принципе, его весь можно охарактеризовать одной фразой: все решает правительство. То есть в законе прописаны некие базовые принципы, а под них арифметику в любом случае подводит правительство. Я могу еще добавить, что вот это упорядочение, которое давно назрело, видимо, не от хорошей жизни. У нас уже не первый год экономические показатели идут на спад, и, соответственно, правительство готовится к более суровым временам.
- А как вы прокомментируете введение дополнительных обязательных взносов работодателя в размере 5 процентов?
- Это решение совершенно неадекватное. Разберемся по сути, в чем проблемы пенсионной системы сейчас. Их несколько. Первая - это низкие пенсии как таковые. А они проистекают из низких зарплат. У нас при примерно мировых ценах на все, начиная с питания и кончая жилплощадью, зарплата в среднем раза в три ниже, чем в той же Европе. А коли зарплата ниже, то, соответственно, и пенсионные отчисления ниже, и сами пенсии. Вторая проблема - эти самые зарплаты официально платятся лишь некоторой части работающих людей. У нас по статистике самозанятых, то есть людей, которые не получают официально зарплату и ничего не отчисляют, примерно треть от всех работающих. От этого тоже денег в пенсионной системе не прибавляется. Ну и, конечно, у нас высокий уровень “серых” зарплат. И все это ведет к тому, что правительству не хватает денег для пенсионного обеспечения. Что оно удумало в этой ситуации? Оно удумало на работодателя, который и без того всячески пытался загонять официальную зарплату в тень, навесить еще 5 процентов. В мечтаниях, что уже теперь-то денег хватит. Но какие-то официальные, национальные компании, конечно, будут эти 5 процентов платить, никуда не денутся. А все, кто помельче, будут простимулированы для ухода в тень.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть