АЭС: конечная станция или отправная?
Повторение трагедии с японской АЭС “Фукусима” Казахстану не грозит?
Строительство атомной электростанции в Казахстане планируется начать только в 2018 году, а общественность бьет тревогу уже сейчас. По мнению устроителей прошедшей вчера в Алматы пресс-конференции, власти должны отказаться от этой затеи. Но в зале оказались и ее ярые сторонники.
По словам президента международного института “Адам” Акима ЖАНУЗАКА (на снимке), сейчас некоторые страны отказываются от использования “мирного атома”, другие сокращают количество АЭС, потому что технологии безопасного использования атомной энергии в мире пока не существует, Казахстан же добровольно подвергает себя риску, несмотря на то, что и так уже достаточно пострадал от использования немирного атома. За почти полвека на Семипалатинском и других полигонах на территории нашей республики было произведено более 500 атомных взрывов. Отголоски тех испытаний казахстанцы ощущают на себе до сих пор: в прилегающих к полигонам районах нередко рождаются дети с различными отклонениями, уровень заболеваемости онкологией превышает средний по стране в 12 раз, а продолжительность жизни не превышает 57-59 лет. На здоровье населения сказывается и деятельность космодрома “Байконур”, в частности использование крайне токсичного ракетного топлива - гептила. Негативное влияние оказывают и российские военные полигоны, занимающие 11 миллионов гектаров казахстанских земель, где испытывают баллистические ракеты и другие виды оружия массового поражения.
Конечно, АЭС в обычных условиях гораздо меньше загрязняют окружающую среду, чем те же ТЭЦ, но в случае какой-либо катастрофы огромные территории нашей страны могут превратиться в безжизненное пространство, опасаются противники атомных станций. И вероятность ЧП не так уж и мала - учитывая отсутствие специалистов, повсеместную коррупцию и халатность. Однако главная проблема, считает председатель экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ (на снимке), в утилизации ядерных отходов. На сегодняшний день в мире это делается только одним способом - захоронением. Для экологии это губительно, утверждает он. Опасно и тепловое загрязнение атмосферы и особенно воды: как известно, АЭС располагают вблизи водоемов, чтобы постоянно охлаждать ядерный реактор.
Необходимости в строительстве АЭС нет и с экономической точки зрения, уверены организаторы пресс-конференции. По данным вице-президента Союза ученых Казахстана Баяна РАКИШЕВА (на снимке), в недрах нашей страны хранится примерно 100-120 миллиардов тонн угля. Этих запасов нам хватит на 1000 лет - если в год использовать 120 миллионов тонн. К тому же в Казахстане есть все возможности для развития альтернативных источников энергии. Те же Джунгарские ворота на границе с Китаем, уже ставшие притчей во языцех, по расчетам специалистов, могли бы обеспечивать электроэнергией весь Казахстан - стоит лишь поставить там ветряки.
- Строить АЭС, может, и нужно, но после того, как мы исчерпаем другие источники электроэнергии, - говорит Баян Ракишев. - Для Казахстана такой необходимости в ближайшие 200 лет не возникнет.
Устроители пресс-конференции подготовили обращение к президенту Нурсултану НАЗАРБАЕВУ с просьбой отказаться от идеи строительства АЭС, под которым уже подписались 80 ученых, экологов, общественных деятелей, писателей, журналистов... Еще один из аргументов против - в период кризиса нецелесообразно тратить миллиарды долларов на проект, таящий столько опасностей.
Однако перспектива строительства в Казахстане АЭС пугает далеко не всех. Присутствовавшие на пресс-конференции ученые-ядерщики уверены: отказываться от ядерных технологий ни в коем случае нельзя, за ними - будущее. Что касается безопасности, то, по словам заместителя директора Института ядерной физики Насруллы БУРТЕБАЕВА (на снимке), этот вопрос вполне решаемый.
- В Казахстане сейчас действуют три исследовательских атомных реактора, и никаких происшествий до сих пор не было, - сообщил он. - Тот же БН-350 в Актау закрыли не из-за технических проблем. Тут только политические соображения: этот реактор на быстрых нейтронах позволяет нарабатывать оружейный плутоний. И чтобы, например, не было никаких поползновений, чтобы террористы не заинтересовались возможностью получения ядерного оружия, мы его закрыли. Что касается возможной катастрофы, то на Чернобыльской АЭС и “Фукусиме” использовались реакторы второго поколения, где человеческий фактор играет решающую роль. А реактор следующего поколения устроен так, что если активная зона расплавится, то он переходит в подкритическое состояние. То есть не взрывается, а медленно остывает. А вот ядерные отходы - это больной вопрос. Во всем мире их собирают, потому что переработка - очень сложный процесс. Но есть перспектива: отходы - тоже радиоактивные элементы, тоже топливо. И если получится его сжечь, то есть заставить делиться, то возникнет дополнительный источник энергии. В перспективе реакторы четвертого и последующих поколений будут просто сжигать радиоактивные отходы. Через 40-50 лет такие реакторы запустят. И тогда мы все отходы не просто сожжем - они послужат нам дополнительным топливом.
Реакторы следующего поколения будут совершеннее, чем на “Фукусиме”.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта geek.com, Алматы