Нет худа без добра
Казахстанский уголь начали поставлять в Японию. Теперь отечественные производители горно-металлургического комплекса ищут и другие новые рынки. Об этом рассказал председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности президиума Национальной палаты предпринимателей Николай РАДОСТОВЕЦ (на снимке), выступая вчера в Службе центральных коммуникаций.
Из-за падения курса рубля казахстанский уголь стал дорогим для российских предприятий. Но благодаря другим мерам удалось найти новый рынок для его сбыта.
- Мы в горно-металлургическом секторе не раз обсуждали вопрос с Россией. И у нас складывается впечатление, что мы в перспективе выиграем. Уже 1 января 2015 года казахстанские экспортеры получили на порты России внутренние российские железнодорожные тарифы. Это позволило существенно удешевить нашу продукцию. Мы говорили, что сложно стал продаваться наш уголь. Но, с другой стороны, понизились транспортные тарифы, и даже уголь стало возможно возить в Японию, - пояснил Николай Радостовец.
Другой традиционный маршрут казахстанского угля - в Китай - тоже дает сбои. Поэтому главная задача горнорудников сегодня - поиск новых рынков сбыта продукции.
- Если в какой-то период времени у нас складывались лучшие продажи в Китай, то с начала 2015 года он вел себя достаточно консервативно. И не было заметного желания покупать, в частности, наши окатыши в 2014 году. Цена упала. Поэтому для нас очень перспективное направление - это Иран. И мы надеемся, что Иран будет более открытым государством в части того, что будут сняты санкции. Рассчитываем продвинуться и в Арабские Эмираты, другие государства. Но надо признать, что все новые рынки требуют того, чтобы кто-то с этих рынков ушел. В мире все поделено. Это жесткая конкурентная борьба, - поделился он проблемами отрасли.
Николай Радостовец также напомнил, что в начале года правительство предоставило скидки предприятиям горно-металлургического комплекса на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
- Несколько лет такие скидки никому не давали. И многие экспортеры не видели новых рынков, потому что у них были очень высокие транспортные затраты. Сейчас эти скидки даны и на Китай, и через порт Актау. Я думаю, мы увидим скорректированную географию наших поставок уже во втором полугодии, - оптимистично резюмировал он.
Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана