4329

Космос как предчувствие

Казахстан, располагая мощнейшим космическим ресурсом - космодромом Байконур, до сих пор не получает с него коммерческих доходов и не реализовал себя как космическая держава. Такие заявления прозвучали вчера на правительственном часе в мажилисе из уст депутатов. В ответ глава Национального космического агентства Казкосмос Талгат МУСАБАЕВ (на снимке справа) заявил, что отечественная космическая отрасль может дорасти до российского, китайского и даже американского уровня, вот только денег на это нужно немало - до 300 миллионов долларов в год, а времени - лет десять.

Как отметил мажилисмен Сеитсултан АИМБЕТОВ (на снимке слева), государство выделяет огромные деньги на развитие космической отрасли, однако в последнее время имеют место хищения бюджетных средств. Напомнив о недавнем коррупционном скандале с руководством нацкомпании АО “Казахстан гарыш сапары”, Аимбетов призвал вести более тщательный контроль в космической сфере. Депутат также попенял Казкосмосу, что Казахстан никак не может стать космической державой.
Достижения космической науки, как ответствовал главный космонавт страны Мусабаев, могли бы быть гораздо весомее - стоит только обновить всю лабораторную и опытно-экспериментальную базу космических исследований, которая уже морально и физически устарела.
- Если мы будем получать в год финансирование от 200 до 300 миллионов долларов, то отрасль встанет в ближайшие 10 лет в ряд таких государств, как Россия, США, Китай. Уверяю вас! - обратился Мусабаев к депутатам. - На современные лаборатории необходимо 3 миллиарда тенге. У нас ученые очень высокого уровня, но чтобы получать трансферт технологий и новые научные данные из других государств, нужно четкое взаимодействие наших и иностранных ученых. Но чтобы иностранные ученые приезжали и смотрели, что у нас лаборатории человеческие, а не допотопные, с мотыгой.
Волновал депутатов и не менее животрепещущий вопрос о замене ядовитого топлива гептила на более экологически чистое и безо­пасное. Но тут Талгат Мусабаев дал понять, что у Казкосмоса прак­тически связаны руки. По его словам, Россия не может в одночасье запретить полеты и прекратить экс­плуатацию ракеты-носителя “Протон-М”, потому что она не имеет аналогов в промышленности.
- Если вы помните, здесь, на заседании парламента в декабре позапрошлого года, я сказал, что я первый сторонник вообще прекратить полеты “Протонов”! - припомнил Мусабаев. - Это был страшный скандал, который вызвал впервые в истории дипломатических отношений между Казахстаном и Россией две ноты МИД России в адрес меня как человека, который нарушает там покой и порядок!
Мусабаев подчеркнул, что “Протон-М” использует очень токсичные компоненты топлива: горючее гептил и окислитель амил - вещества первого класса опасности.
- Поэтому я выступаю за это (запрет запусков “Протона”. - Л. Б.). Но есть международные договоренности, и я на них никак воздействовать не могу. Мы как раз собираемся заменить ее (ракету “Протон”. - Л. Б.), но пока нам не дают этого сделать, - посетовал Мусабаев.
Второй проблемный момент в отношениях с арендатором Байконура - это введение Экологического кодекса Казахстана на космодроме.
- Просто невероятное сопротивление в течение нескольких лет с той стороны, контрагентов! И только несколько дней назад принято решение российской стороной и Казахстаном о подписании межправительственного соглашения об экологии космодрома Байконур, - поведал Мусабаев.
Однако не все так просто. Россияне, по словам главы Казкосмоса, пытаются противостоять, предупреждая, что не будут подписывать соглашение, пока Казахстан не даст им новый район падения ракет в Северном Казахстане. В свою очередь Казахстан настаивает на продвижении проекта “Байтерек” с переходом на экологически чистую ракету “Зенит”, что “тормозится всякими способами”.
- Тут сложные взаимоотношения, очень сложные, - вздохнул Талгат Мусабаев.
На защиту северного региона страны от падения ракет-носителей встала вице-спикер нижней палаты Дарига НАЗАРБАЕВА (на снимке), заявив, что этого нельзя допускать, так как Северный Казахстан - это “зона плодородного земледелия, наша житница”.
Однако кое-какие позиции Казахстану все же удается отстаивать. Так, по словам Мусабаева, в январе 2015 года стартовый ракетный комплекс “Зенит-М” будет исключен из аренды России и перейдет в собственность РК. В этой связи Казахстан в декабре этого года планирует завершить обучение 49 специалистов особенностям эксплуатации систем и агрегатов комплекса “Зенит-М”.
Мусабаев также похвастался, что Казкосмос намерен войти в число мировых лидеров по предоставлению космических продуктов и услуг, в частности снимков дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Как подчеркнул глава Национального космического агентства, ДЗЗ создается для обеспечения независимости Казахстана в получении оперативной мониторинговой информации для сельского хозяйства, предотвращения чрезвычайных ситуаций, развития экологии, картографии и геодезии. Госорганы, по словам Мусабаева, сегодня проявляют большой интерес к получению данных дистанционного зондирования Земли на безвозмездной основе. Казкосмос и рад бы бесплатно снабжать наших чиновников снимками с ДЗЗ, но при условии, что бюджет выделит на это средства. Космическая система ДЗЗ, к слову, весьма дорогое удовольствие: на ее обслуживание ежегодно, по словам Мусабаева, требуется порядка 2,5 миллиарда тенге.
Мажилисвумен Загипа БАЛИЕВА (на снимке) поинтересовалась, кто из операторов телевещания сегодня использует казахстанский спутник KazSat-2. Как проинформировал заместитель председателя Агентства связи и информации Сакен САРСЕНОВ, операторы заключили долгосрочные контракты с зарубежными спутниковыми парт­нерами. И если они расторгнут их, то понесут большие штрафные санкции. Стопроцентную загрузку KazSat-2 профильное ведомство планирует обеспечить к 2016 году за счет операторов сотовой связи.
В свою очередь Талгат Мусабаев подчеркнул, что с вводом в экс­плуатацию спутника KazSat-3 национальная космическая система сможет обеспечить потребности рынка Казахстана в услугах связи на 100 процентов.
- Сейчас доля космической связи KazSat на рынке услуг страны составляет всего лишь около 38 процентов. Операторы продолжают арендовать емкости на иностранных аппаратах связи, поэтому денежные средства продолжают утекать за границу, - заметил Мусабаев.
В кулуарах он, отвечая на вопрос журналистов, отметил, что казахстанский космонавт может отправиться на орбиту на китайской технике. Этот вопрос сейчас обсуждается с партнерами из КНР.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть