29822

Нам безразлично, какие чины и должности у родителей наших учеников

В марте в Алматы откроется первая в южной столице “Назарбаев Интеллектуальная школа” (NIS) физико-математического направления. 22 января республиканская комиссия по присуждению образовательного гранта “Өркен” должна утвердить списки поступивших туда учеников (см. “В школу хочу!”, “Время” от 16.1.2014 г.). Родители учеников, принимавших участие в отборе в 7-9-e классы интеллектуальной школы, ждут этого момента с нетерпением: ведь тестирование претендентов прошло еще в конце ноября - начале декабря прошлого года. С того времени у людей накопилось немало вопросов, которыми они буквально завалили нашу редакцию. Наиболее актуальные и злободневные из них мы решили переадресовать заместителю председателя правления автономной организации образования (АОО) “Назарбаев Интеллектуальные школы” Светлане ИСПУСИНОВОЙ (на снимке).

- Сеть NIS действует в Казахстане уже несколько лет, но только сейчас, далеко не в первую очередь, решили открыть первую такую школу и в Алматы, который, между прочим, является одним из ведущих образовательных центров страны...
- Никакой специальной очередности строительства и открытия в регионах таких школ нет. Первые интеллектуальные школы появились в тех регионах, где нам предоставили свободные здания, построенные в рамках программы “Сто школ, сто больниц”. Поэтому первые NIS появились в Астане, Кокшетау, Семее, Талдыкоргане, а уже потом в других городах. Что касается Алматы, то здесь просто затянулась процедура выделения земельных участков, на которых мы могли возвести две свои школы.
- Если учесть, что первая школа откроется, как ожидается, только в марте, получится, что семиклассники, которых вы сейчас отбирали, начнут полноценно учиться по программе интеллектуальных школ только с 8-го класса. То же самое касается и остальных ребят. Почему набор учащихся проходил в разгар учебного года, а не накануне его, что было бы более логично?
- Мы начинаем отбор детей в тот момент, когда здание будущей школы практически готово. Конечно, если бы NIS в Алматы открывалась к 1 сентября, то и конкурсный отбор мы бы проводили летом. Но это произойдет только в марте, а ждать до следующего учебного года нецелесообразно. Мы организовываем летние школы, где дети смогут подтянуть предметы, которые им даются сложнее.
К тому же конкурсный отбор - это всегда длительная процедура. Мы объявляем о нем примерно за месяц до его начала - это время дается желающим у нас учиться детям на подготовку. Все они сдают тесты, мы отправляем их на проверку за рубеж, это занимает шесть недель. После чего республиканская комиссия определяет обладателей образовательного госгранта “Өркен”.
- Дети приступят к занятиям в конце третьей четверти. Они продолжат учиться по той программе, по которой занимались в обычных школах, или уже по новой, углубленной? Как вообще строится учебный процесс в NIS?
- У нас своя образовательная программа, отличающаяся от той, которая преподается в обычных школах. По ней и будут учиться дети. Но, конечно, нельзя менять все резко и кардинально, поэтому сначала пройдет определенный адаптационный период. Это сложный момент и для учителей, и для самих школьников, но мы имеем опыт организации работы в таких условиях. Обычно ученики переносят его спокойно, ведь к нам приходят мотивированные ребята, которые готовы учиться и узнавать что-то новое.
- Ученики 8-х и 9-х классов проходили два этапа конкурса - тестирование и письменную работу по профильным предметам. А вот семиклассникам пришлось сложнее: кроме школьных знаний их тестировали по таким замысловатым критериям, как “количественные характеристики” и “пространственное мышление”. Многие участники просто растерялись. К чему такие сложности?
- При тестировании семиклассников мы применяли новую систему отбора, которую начали использовать с июня 2013 года. Мы разработали ее вместе с нашими партнерами - Институтом педагогических измерений Сито (Нидерланды) и Центром талант­ливой молодежи университета Джона Хопкинса (США), через который, кстати, прошел не один десяток будущих лауреатов Нобелевской премии. Данную систему мы уже опробовали в нескольких регионах республики, в которых проходил отбор в NIS. В первый день дети сдают предметный тест, а во второй решают задания, которые позволяют определить их способности, оценить уровень логического мышления, умение оперировать цифрами. Мы даем и задания на оценку зрительной памяти, пространственного мышления - все это очень важно при изучении предметов естественно-научного направления. По этой системе наши зарубежные коллеги, которых я упоминала, работают долгие годы, и она уже доказала свою эффективность. Да, те дети, которым такой подход показался сложным, не прошли конкурс. Но ведь среди претендентов было много и тех, кто справился с этими заданиями. Это особенные дети, они мыслят и даже говорят по-другому, и именно таких ребят мы набираем.
- Почему при подсчете баллов в число превалирующих предметов не включен английский язык?
- На самом деле это не так. Мы учитываем результаты по математике и трем языкам - казахскому, русскому и английскому, потому что в наших школах реализуется трехъязычие.
- Почему при отборе учеников в NIS исключено собеседование с каждым из участников конкурса-отбора? Ведь именно личный контакт вкупе с оценками школьника помогает сформировать наиболее полное представление о претенденте на грант.
- Тестирование - совершенно объективный подход, который учитывает все параметры, необходимые для определения способностей ребенка. А вот собеседование - достаточно субъективный метод оценки, тут могут возникать коррупционные моменты. Так что для нас такой вариант работы исключен.
Хочу отметить, что у нас учатся дети из разных семей - госслужащих, многодетных, малообеспеченных. В некоторых школах есть интернаты на 120 человек для талантливых ребят из сельской местности.
- А среди них есть дети известных людей, высокопоставленных чиновников?
- Ну, наверное, есть. Мы не разделяем детей на социальные категории, наш главный принцип - “ребенок превыше всего”. К тому же и у влиятельных людей могут быть умные, талантливые дети. Но поблажек у нас ни для кого нет, для нас не важно, кто папа или мама нашего школьника.
- Что будет с теми детьми, которые прошли конкурс, но не попали в NIS из-за ограниченного количества мест?
- Их включат в наш резерв. Дело в том, что, как бы мы ни старались, не все поступившие ученики осваивают наши программы, происходит определенный отсев детей. Если учащийся получает три тройки по итогам года обучения в нашей школе, его исключают. В прошлом году по этой причине во всех NIS, действующих в стране, нам пришлось расстаться с 269 учениками. Кроме того, несколько десятков учеников ушли из наших школ из-за болезни или переезда в другой регион, в результате на их места решением республиканской комиссии были приняты резервисты.
- Как завершается процесс учебы в NIS? Сдают ли выпускники ЕНТ?
- Нет, наши выпускники не сдают ЕНТ. Это определено Законом “О Назарбаев Университете и Назарбаев Интеллектуальных школах”, на основании которого осуществляется наша деятельность. Мы - автономная организация образования, которая не подчиняется Министерству образования и науки, но при этом работает в тесном контакте с ним. Одна из наших генеральных задач - трансляция опыта интеллектуальных школ в систему среднего образования страны.
Что же касается выпускных испытаний, то раньше наши ученики сдавали экзамен, разработанный специально для учащихся NIS. В этом году наши учащиеся впервые будут сдавать итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена, который мы будем проводить совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ будут принимать участие международные эксперты.
- Есть ли у выпускников NIS льготы при поступлении в “Назарбаев Университет” или другие вузы Казахстана?
- Никаких льгот у наших выпускников нет. Они поступают туда на общих основаниях. Для нас, безу­словно, в приоритете “Назарбаев Университет”, но никто не заставляет наших ребят учиться именно там. Они могут выбрать любое учебное заведение. Кто-то учится за границей или в других вузах страны. При этом более 80 процентов наших выпускников выбирают для поступления технические и инженерные специальности, этому мы уделяем особое значение.
- Вы говорили о том, что специалисты NIS разрабатывают программы для обычных школ. Что может измениться в казахстанской системе образования в ближайшее время?
- Мы работали над программами начальной, основной и старшей школы, которые будут внедряться в систему общего среднего образования. Сейчас уже окончательно готова программа для начальной школы, которую мы вместе с Национальной академией образования адаптировали для общеобразовательных школ. Могу сказать, что с 1 сентября 2015 года во всех школах Казахстана появятся новые предметы: “Введение в науку”, “Искусство” (он объединит “Музыку”, “Изо”, “Технологии”), “Информационно-коммуникационные технологии” (на этих уроках дети будут осваивать азы информационной грамотности).
В ближайшее время по этим предметам будут разрабатываться учебники. Сейчас мы готовим семьсот тренеров, которые за три года должны будут обучить 175 тысяч казахстанских учителей принципам работы в новых условиях. Педагоги пройдут курсы для преподавания новых предметов. Мы строим свою работу так, чтобы исключить казусы: программа есть, а средств и специалистов для ее реализации - нет.

 - Ни для кого не секрет, что общеобразовательные школы испытывают серьезный дефицит в квалифицированных кадрах. А где вы берете сильных педагогов?
 - В каждом регионе, где открывается наша школа, мы проводим конкурсный отбор учителей, о котором объявляем за месяц до его проведения. Например, в Алматы он впервые прошел еще в июне прошлого года. Тогда в нем участвовало около ста педагогов, 43 из них были рекомендованы для работы в школах. Учителя сдавали тесты, писали эссе на различные темы и проходили собеседование. Дополнительный отбор состоялся совсем недавно - в начале января. На этот раз в конкурсе участвовали почти 200 педагогов, из которых комиссия рекомендовала 64.
 Практика показывает, что для работы в наших школах  необходима предварительная подготовка. Такое обучение можно пройти на трехмесячных уровневых курсах повышения квалификации по программам, разработанным нашими педагогами совместно с экспертами факультета образования Кембриджского университета. Такие курсы уже прослушали 27 педагогов, прошедших конкурсный отбор в Алматы.
 Кроме того, мы всегда готовы взять в штат по-настоящему хорошего педагога, профессионала своего дела, если он придет к нам после начала учебных занятий.
 Обычно мы принимаем для работы в одной NIS более ста человек, к тому же в каждой нашей школе работает порядка 20 иностранных педагогов, которые ведут предметы естественно-математического направления в старшей школе. Зарплата наших учителей - от 120 тысяч тенге и выше. Скажу откровенно: хороших педагогов найти непросто. Это не значит, что их нет, - многие не хотят уходить с насиженных мест. Вот сейчас в Алматы проблема с набором учителей английского языка, физики, химии и биологии.

Оксана АКУЛОВА, фото из личного архива Светланы Испусиновой, Алматы

Из досье

Первая в Казахстане “Назарбаев Интеллектуальная школа” была открыта в Астане в январе 2009 года. Сейчас в стране действует 15 NIS, в которых учится около 10 тысяч детей.

До конца 2014 года должны быть открыты еще пять таких школ: еще одна в Алматы, по одной в Актау, Петропавловске и Костанае, все они рассчитаны на 720 детей. Таким образом, всего в Казахстане будут функционировать 20 NIS, в которых будет учиться около 15 тысяч одаренных ребят.

Поделиться
Класснуть