3412

Вот так бортанули!

В начале июня из-за неожиданного банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines на курортах Антальи застряли более 1000 казахстанцев, в результате чего их пришлось возвращать на родину различными воздушными судами, в том числе самолетами МЧС. По данным Казахстанской туристской ассоциации, вызволение соотечественников бортами чрезвычайного ведомства обошлось казне без малого в 1 000 000 долларов. Подобные ЧП у нас случаются едва ли не ежегодно - как по вине казахстанских туроператоров, так и отечественных авиаперевозчиков. Но если первых еще как-то можно заставить выполнить свои обязательства, исправить ситуацию, в крайнем случае - привлечь к ответственности и наказать, то неудачливых иностранных партнеров - практически невозможно. Почему возникают такие форс-мажоры? Как можно их избежать? Кто должен отвечать за вывоз туристов, оказавшихся заложниками иностранных компаний, и, главное, кто должен нести или компенсировать затраты по эвакуации соотечественников? Об этом мы расспросили наших экспертов.

Владислав КОСАРЕВ, член комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности:
Это не дело государства
- К сожалению, нет механизмов, которые позволили бы предотвратить подобные ситуации в будущем. Это ведь как с погодой - то мороз, то ветер. Ни одна турфирма не может предсказать перспективы авиакомпании, с которой она заключает договор. Однако государство вывозом туристов заниматься не должно! А туристические компании, которые отправляли наших туристов в Турцию посредством Sky Airlines, должны с этим авиаперевозчиком судиться!

Виталий ВЕРЕВКИН, страховой омбудсмен:
Куда смотрел Минтранском?
- Обязательное страхование туроператора такие случаи не покрывает. Но туристы могут сами заключить договоры страхования, которые будут покрывать убытки, возникшие вследствие действий третьего лица. Каждый сам должен самостоятельно управлять своими рисками. Просто об этом никто не задумывается.
Другое дело, как в данном случае эта авиакомпания, Sky Airlines, вообще была допущена на рынок авиаперевозок? Проверялась ли ее финансовая устойчивость? Не просто же так допускают компании, тем более что по этому направлению идет большой трафик. Так что, полагаю, всеми этими вопросами должен заниматься Минтранском.

Владимир КУРОПАТЕНКО, председатель Ассоциации авиаперевозчиков республики:
Не надо пускать сюда иностранцев
- Случай с о Sky Airlines - далеко не первый. Бывало, что и наша авиакомпания “Саяхат” вывозила пассажиров других компаний, причем бесплатно. Почему в Казахстан летает кто попало? “Убивают” свои компании, регистрируют иностранные - и, думаю, совсем не бесплатно. А иностранцы собирают деньги с граждан, потом то ли банкротятся, то ли просто не могут вывезти пассажиров. Ответственность нулевая, а крайними остаются наши туристы и государство, которое берет на себя все расходы - граждан-то надо защищать. А чтобы таких ситуаций не возникало, нужно навести порядок в авиационной администрации. И отвечать за это должен комитет гражданской авиации Минтранскома. Нужно навести порядок и поддерживать казахстанского перевозчика, который в случае чего никуда не сбежит и будет отвечать.

Жанна АБДЫКАЕВА, директор казахстанского турагентства:
Выход есть: деньги на бочку!

- Почему наши турфирмы не работают напрямую с отелями и авиакомпаниями, а только через крупных иностранных тур­операторов?
- Да потому что ни отели, ни авиаперевозчики не работают с нами напрямую! Во время предсезонных презентаций они сразу предупреждают: обращайтесь к такому-то туроператору. Эти туроператоры выкупают места на чартерных рейсах, а потом уже продают их турфирмам.
В результате банкротства Sky Airlines пострадало около 120 только наших клиентов. И еще будут, потому что бронирование билетов отменено. На данный момент мы “попадаем” примерно на 1,5 миллиона тенге. А вообще, говорят, в аналогичную ситуацию попали 800 турфирм.
Сейчас все эти турфирмы разбираются со страховками. И то очень сложно будет получить неустойку. Сколько до этого пытались судиться с турками - бесполезно. У нас разное законодательство, и наши законы для них ничего не значат. Поэтому все либо молча “проглатывают” и плачут, либо разбираются со страховщиками. Так же было и с Грецией в прошлом году. К сожалению, механизмов, которые могли бы защитить от подобных ситуаций, у нас нет.

- Что нужно предпринять, чтобы в будущем избежать подобных форс-мажоров?
- Можно было бы обязать иностранные авиакомпании открывать в наших банках депозиты с определенной суммой, когда они заходят на наш рынок. Эти суммы и можно было бы использовать в случае возникновения проблем для вывоза туристов или еще чего-то.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

От редакции К сожалению, нам не удалось получить оперативный комментарий комитета гражданской авиации относительно этой нелицеприятной истории, поэтому просим считать данную публикацию соответствующим официальным запросом в Минтранском.

15.06.2013

Поделиться
Класснуть