1232

Упорхнула бабочка

Жители Кызылорды беспокоятся, зазеленеют ли весной деревья шелковицы, растущие в центре города на Аллее труда (на снимке).

- Их же всего несколько в областном центре, - говорит горожанин Турали ЖУМАНОВ. - Для здешних мест это такая редкость - шелковица, а тут по милости администрации на Аллее труда деревья огородили высокими каменными бортиками. И как их теперь поливать? Они погибнут...
Беспокойство пожилого человека вполне понятно. В Кызылорде, утомленной солнцем восемь месяцев в году, на счету каждое дерево. А несколько тутовников, как народ называет шелковичные деревья, в центре города - вообще осколки любопытнейшей истории. Воссоздать ее нам помогли справки, найденные в областном государственном архиве.
В 1939 году Президиум Верховного Совета КазССР принимает креативный по тем временам документ - постановление “О мероприятиях по развитию шелководства”. Всем колхозам, кроме тех, что находились в Аральском районе, настоятельно рекомендовалось заняться шелководством и постройкой специальных или пригодных для выкорм­ки шелкопряда помещений.
Из того самого постановления оргкомитета:
“Обеспечить посадку кустплантаций шелковицы на 1941 год - 150 га, на 1942 год - 150 га; посадку высокоствольных тутовых деревьев - 225 тысяч штук, в том числе в 1941 г. - 100 тысяч и в 1942 г. - 125 тысяч штук; валовой сбор коконов тутового шелкопряда в 1942 году в количество не менее 1985 кг; организацию в 1940 году трех постоянных колхозных питомников”.
Проект по развитию шелководства в низовьях Сырдарьи власти СССР разворачивали не случайно.Сюда поселили спецпереселенцев с Дальнего Востока. Тысячи советских корейцев были доками в рисоводстве, а еще умели ухаживать за плантациями тутовника и выкармливать гусениц бабочки-шелкопряда. Планы строили грандиозные: казахский шелк - на экспорт, сок тутовника - ослабленным детям в санатории! Создание в “Кзыл-Ту” школы по обмену опытом в тутовом садоводстве!..  
Помешала война. Проект по развитию шелководства в Каз­ССР свернули в начале Великой Отечественной. 150 тысяч кызылординцев ушли на фронт, а к концу войны в некоторых хозяйствах остались только женщины и сироты. Сажать деревья люди перестали, стране нужны были хлеб, рис, сено, мясо и шерсть. Тутовник, который успели посадить до войны, стал в пору созревания плодов источником витаминов для детишек, а в одну из холодных послевоенных зим прак­тически все нежные деревья просто вымерзли.
...Там, где сейчас самый центр Кызылорды, когда-то тоже были сады и вино­градники. Так что несколько деревьев тутовника Аллея труда получила в наследство от былой эпохи. Правда, старые деревья озеленители постепенно заменили молодыми. И об этом замечательном уголке, хранящем пыль истории СССР, сейчас и пекутся кызылординцы.

Фото автора, Кызылорда

Поделиться
Класснуть