Жизнь - в ауте
У маленькой Юлианы впервые появился шанс вырваться из “клетки”
Мать страдающего аутизмом ребенка Людмила ПЕТРОВА (на снимке) в борьбе за его права предстала перед судом по обвинению... в невыполнении родительских обязанностей. В действительности же - за желание помочь своей дочери не стать изгоем.
Как всякий нормальный журналист желает добыть эксклюзив для читателей, так Петрова добивается инклюзии для своего ребенка-инвалида. Идея инклюзии заключается в том, что дети с ограниченными возможностями должны обучаться совместно со сверстниками. В результате разрушаются психологические барьеры во взаимоотношениях детей, а общество приходит к пониманию: инвалидность не порок…
Ну а теперь представьте, насколько жизнеспособна эта идея даже не в областном центре, а в какой-нибудь далекой деревне.
Да, в Казахстане принят национальный план действий по обеспечению прав и улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями. Но это всего лишь план. А в поселке Аманкарагай, где живет семья Петровой, условий для достойного сосуществования ребенка-инвалида с другими детьми практически нет.
Людмила Петрова уверена: ее восьмилетнюю дочь Юлиану БУМАГИНУ исключают из среды общения с другими детьми. Другими словами, ставят ее в эксклюзивное положение. Потому что инклюзивных условий для ее развития просто нет.
- У дочери синдром дефицита внимания и гиперактивности, - делится своей болью Людмила. - А вдруг поэтому с ней не хотят работать? Если бы она была заторможенной, педагогам, конечно, было бы с ней легче…
- Ну нет у нас спецкласса для умственно отсталых детей! - с надрывом объясняла суду, рассматривавшему административное дело Петровой, директор аманкарагайской средней школы Людмила ВОЙЛОШНИКОВА (на правом снимке). - Поэтому специалисты ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация. - С. К.) предложили родителям выход - обучение на дому, но они об этом почему-то даже слышать не хотят.
Понятно почему: год такого “обучения” уже был в их жизни.
- Ничего хорошего учеба на дому моей дочери не принесла, - рассказывает Людмила. - Качество такого образования нулевое, к тому же, как выяснилось, в школьном деле дочери отсутствуют документы, которые педагог обязан был составить в соответствии со специальными правилами обучения ребенка на дому.
Этот, по мнению матери, потерянный год был засчитан Юлиане как учеба в первом классе общеобразовательной школы. В сентябре 2012-го она должна была стать второклассницей. Но Людмила попыталась переломить ситуацию.
- Моему ребенку не нужна фиктивная бумага о полученном образовании в первом классе, - заявила она. - Пусть лучше дочка пойдет в предшколу, в нулевой класс, соответствующий ее развитию. Но Юлю, по сути, сажают под замок, как зверюшку в клетку. А ей необходимо общение со сверстниками…
Однако директор Войлошникова отказалась взять на себя такую ответственность:
- Я не могу определить ребенка в предшколу, - говорит она. - По закону, закончив первый класс, Юлиана может пойти только во второй. И новая комиссия опять же рекомендовала этой девочке домашнее обучение.
"Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень” - это все о взаимоотношениях Петровой и управления образования вкупе с комиссией по делам несовершеннолетних и аулиекольской полицией. Последние полгода Петрова как могла отбивалась от противников, не забыв тем временем нанять репетитора для Юлианы. Время шло, но стороны никак не могли договориться. К концу прошлого года, окончательно поняв, что “не охваченный всеобучем” ребенок - это скандал, чиновники от образования забили во все колокола. Спешно были составлены бумаги и характеристики, а местный участковый по важному сигналу рапортовал начальству о том, что “Петрова не выполняет своих родительских обязанностей по обучению своей несовершеннолетней дочери”, и направил собранный административный материал в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних Костанайской области.
Вот так перед лицом Фемиды предстала не алкоголичка без стыда и совести, не кукушка, забывшая о детях, не извергиня, которая мучает и избивает своих чад, а мать ребенка-инвалида, борющаяся за его права.
- В представленном суду материале попросту отсутствуют признаки состава правонарушения, - уверена юрист Татьяна КОЛОСКОВА. - Кстати, там же есть подписанный специалистами органа опеки акт обследования жилищно-бытовых условий, в котором указано: “Считаем, что в семье Петровой Л. А. созданы благоприятные условия для воспитания и развития несовершеннолетнего ребенка”. Это же очевидно: Петрова хочет, чтобы дочь получила образование, и понимает, что этот процесс должен быть не таким, каким его сегодня видят педагоги и представители ПМПК.
Рассматривавшей это необычное дело судье Карлыгаш ШАРМУХАМЕТОВОЙ пришлось приложить массу усилий, чтобы еще до окончания разбирательств стороны смогли сделать несколько шагов навстречу друг другу.
- Поймите, - взывала судья, обращаясь к сторонам, - независимо от того, будет или не будет принято решение о наказании Петровой, проблемы это не решит. Добившись привлечения матери к ответственности, вы не заставите ее изменить мнение о том, как нужно жить и развиваться ее дочери. Вы должны искать компромисс.
сть во всем этом жестокая злоба дня и позорная правда жизни. Впрочем, рядом витает надежда: ведь болезнь дочери Петровой - аутизм - может статься, небезнадежна. Как сказала в суде завотделением профилактики и социально-психологической помощи Аулиекольской райбольницы Татьяна ДЕРИГЛАЗОВА, бывают в жизни чудеса:
- Мозг ребенка растет до 12 лет, а значит, возможно все, вплоть до выздоровления. Поэтому ребенку нужно помочь и ни в коем случае не изолировать. Как специалист я против обучения ребенка на дому.
Президент общественной организации матерей детей-инвалидов “Радуга” Наталья КОЛОСКОВА считает:
- Петрова сейчас испуганна, обиженна и встревоженна. Это любящая мать, живущая с психологической травмой. Ее поведение - это следствие отчаяния, и мы обязаны ей помочь. В развитых странах до 95 процентов детей-инвалидов посещают обычные школы. Даже у нас в Костанае есть примеры, когда дети с аналогичным диагнозом учатся в общеобразовательном учреждении, и это им помогает в борьбе с болезнью.
Колоскова приводит в пример историю Ромы КОЗЕНКО. Его мать нашла понимание в школе, где ребенку-аутисту разрешили присутствовать на занятиях, начиная с двух часов в неделю. С тех пор прошло уже пять лет. Рома перешел на ежедневку, хорошо контактирует с учителями и сверстниками. Да, порой не обходится без каких-то сложностей… Было бы желание преодолеть проблему!
Стас КИСЕЛЁВ, stas_kiselev@rambler.ru, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай
На минувшей неделе этот скандал разрешился как нельзя лучше: суд решил, что штрафовать Людмилу Петрову не за что. Юлиана теперь получила полное право посещать школу четыре раза в неделю по 25 минут. Ее будут приводить в класс на посильные уроки: рисование, познание мира и т. п. Это, пожалуй, первая серьезная победа в жизни ребенка-инвалида. А сколько битв еще впереди?..