35052

Последний рейс “Серёжи”

Сегодня, 31 января, вся страна скорбит по погибшим в катастрофе самолета CRJ-200 под Алматы. Национальный траур объявил вчера президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Напомним, при крушении лайнера авиакомпании “Скат” погиб 21 человек (см. “Борт-200”, “Время” от 30.1.2013 г.).

В среду в Алматы экстренный брифинг провел первый заместитель премьер-министра Бахытжан САГИНТАЕВ.
- Самолет шел на посадку в сложных погодных условиях, - заявил он. - После была оперативно образована правительственная комиссия, которую я возглавил. Вчера (29 января. - В.Б.) комиссия прибыла в Алматы. Ночью мы осмотрели место крушения, провели заседание штаба. Все необходимые поручения даны. Дано поручение оказать необходимую помощь всем родным. Сейчас уже принято решение: акиматы (тех областей. - В.Б.), откуда погибшие, окажут материальную компенсацию семь­ям погибших в размере 1 млн. тенге на каждую семью. Также со стороны компании “Скат” будет выдана компенсация в размере 3 млн. тенге на каждую семью.
Дано поручение, чтобы акиматы оказали помощь по организации похорон погибших. Компания “Скат” также берет на себя обязательство по доставке тел погибших в места их постоянного проживания.
Относительно бортовых самописцев - они найдены, сегодня (30 января. - В.Б.) вечером эти самописцы будут доставлены в Москву. По договоренности с Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) будут привлечены независимые экс­перты, которые произведут необходимую расшифровку “черных ящиков”. Эта работа должна быть завершена в течение 15 дней. Будем надеяться, и раньше.
Экспертами Центра судебной экспертизы завершена работа. Сейчас идет опознание тел погибших родственниками, и после этого они смогут забрать тела. Возбуждено уголовное дело, ведется следствие.
На вопрос нашего корреспондента о том, есть ли предварительные версии происшедшего, вице-министр заявил: “Пока самописцы не расшифруют, сложно что-либо говорить”.

В прошлом номере наша газета уже привела несколько версий - плохие погодные условия (в тот день в Алматы был густой туман) и обледенение самолета. После этого один из авторитетных экспертов в области авиации, который попросил не называть его имя, предположил: самолету могло не хватить топлива. В подтверждение своих слов он привел следующие доводы: во-первых, при падении самолет не загорелся, хотя это часто бывает, когда в крыльях упавшего лайнера есть керосин; во-вторых, самолет CRJ-200 (или “Сережа”, как его ласково называют летчики) упал практически вертикально. Впрочем, все точки над “i” расставит расследование МАК.
Другой авиационный эксперт, инженер-пилот 1-го класса Нурлан АХМУХАНОВ, отмечает: крушение CRJ-200 - это уже третья крупная авиакатастрофа в Казахстане за последние 2 месяца, считая падение Ан-72 под Шымкентом и крушение вертолета Ми-8 в Алакольском районе Алматинской области. Он убежден: правительство должно всерьез обеспокоиться обеспечением безопасности полетов.
- Не хватает эффективного контроля за деятельностью гражданской авиации, - считает Ахмуханов. - И нет постоянного надзора за обеспечением безопасности полетов. В дефиците квалифицированные специалисты летной и технической эксплуатации в Комитете гражданской авиации - пилоты и инженеры.

Виктор БУРДИН, Алматы

Кстати Президент Кокшетауского аэропорта Узифулла АЖМОЛДАЕВ сообщил нашему корреспонденту: необходимый объем топлива определял сам экипаж. “Как затребовали - так и заправили, - сказал он. - Полностью, не полностью - экипаж знает, сколько ему нужно топлива”.

Хронология первого часа после катастрофы

29 января в 13.11 в аэропорт Алматы поступила информация от РГП “Казаэронавигация” о том, что с радара пропал самолет CRJ-200, шедший на посадку.
13.15. Все службы аэропорта подняты по команде “тревога”.
Руководство и все наземные службы аэропорта выехали на предполагаемое место крушения.
13.25. Руководство аэропорта ставит задачу собрать полную информацию о крушении и направляет в район Кызылту 6 поисковых групп службы авиационной безопасности и аварийно-спасательной службы аэропорта.
13.35. От геодезистов, в это время работавших в логу неподалеку от места крушения в районе Кызылту, поступила информация о месте падения самолета.
13.50. Первой на место крушения прибыла группа во главе с руководством аэропорта и сотрудниками авиационной безопасности. Воздушное судно обнаружено полностью разрушенным в 1500 м от торца взлетно-посадочной полосы. Район крушения самолета сразу был оцеплен сотрудниками авиационной безопасности. Оцепление было снято только после прибытия на место происшествия оперативного штаба и сил МВД РК, которые взяли под свою охрану весь район.
Силами и средствами аэропорта была организована чистка подъезда транспорта к месту падения, развернута палатка для обогрева людей, налажено освещение района аварии. Доставлены материалы - перчатки, маски, мешки. В здании аэропорта с родственниками погибших работали психологи.

Все авиакатастрофы близ Алматы

26 декабря 1941 г. в 6 км от поселка Дмитриевка (ныне Байсерке) разбился самолет Г-2. Погибли 26 человек.
5 декабря 1954 г. близ поселка Первомайского, 4,5 км северо-западнее аэропорта Алма-Аты, при наборе высоты разбился Ил-12. Один человек погиб.
22 ноября 1966 г. в аэропорту Алма-Аты при взлете разбился Ил-18Б. Два человека погибли.
24 марта 1969 г. в поселке Крас­ное Поле близ аэропорта Алма-Аты при наборе высоты разбился Ан-24. Четыре человека погибли.
8 июля 1980 г. на восточной окраине Алма-Аты при наборе высоты разбился Ту-154Б. Погибли 166 человек.
30 августа 1983 г. в 36 км юго-западнее аэропорта Алма-Аты при заходе на посадку разбился Ту-134А Казанского авиаотряда. Погиб­ли 90 человек.
6 марта 1987 г. в 56 км восточнее аэропорта Алма-Аты при заходе на посадку разбился грузовой Ан-26. Погибли 9 человек.
26 декабря 2007 г. в аэропорту Алматы на взлете разбился бизнес-джет CL-604 Challenger. Погиб один человек.

“Он позвонил, а сотка села...”

Среди погибших в авиакатастрофе близ Алматы было девять жителей Акмолинской области - восемь из Кокшетау и один из Щучинска.

В этом печальном списке в основном предприниматели.
- Александр СЕРИКОВ - юрист ТОО “Юна”, Абилжан ОМАРОВ и Аскар ЕСКЕНДИРОВ - частные предприниматели, - рассказывает заместитель акима Кокшетау Марат АУБАКИРОВ, отвечающий за оказание помощи семьям погибших. - Подполковник полиции, отец четверых детей Марат ОРАЗБАЕВ ехал в Алматы в отпуск. Среди погибших также начальник отдела ТОО “Евразия групп” Николай ЛОТКОВ, с ним вместе летел его коллега, житель Киргизии Акрам НИЗАМОВ. У отправившегося на родину в Алматы Галыжмана ДЮСЕНОВА в Кокшетау остались двое несовершеннолетних детей. Он был в свое время президентом старейшего в стране Айдабулского спиртзавода. В последнее время возглавлял ТОО “Натурпродукт”. Галымжан погиб с женой Индирой и полуторагодовалым сыном.
С черного вторника на двух известных в области и стране кокшетауских предприятиях оплакивают гибель учредителя ТОО “Красноярские колбасы” и директора ТОО “Продукт-плюс” 44-летнего Ивана ЖАВОРОНКОВА (на снимке).
Главный бухгалтер ТОО “Продукт плюс” Людмила ВУНДЕР не может сдержать рыданий:
- Мы работали с ним пять лет, это замечательный, добрый человек, настоящий профессионал. Только в пятницу прилетел из Белоруссии и говорил, что никуда не собирается ехать. А во вторник звонил мне на сотовый - видно, при посадке в самолет - но сотка моя села, и я увидела пропущенный звонок, когда уже стало известно о его гибели...

У Ивана остались пожилые родители и брат.
Не должен был лететь в этот день пенсионер - геолог Дюсенхан ЖУЗБАЕВ. Его жена Бекен кается:
- Зачем я поменяла билет: он должен был ехать 30 января, но сказали, что неизвестно, когда будет рейс.
А Александр РУБАС и Владимир ФЕЙСТ подоспели прямо к вылету злосчастного рейса и взяли билеты в аэропорту.
Опоздавших на рейс не было, но президент АО “Авикомпания Кокшетау” Узифулла АЖМОЛДАЕВ рассказал: один пассажир, Димаш АЛГАБЕКОВ, должен был лететь 29 января, но заранее поменял билет на 26-е...
По словам начальника отдела перевозок аэропорта Галины СЕРГЕЕВОЙ, самолет CRJ-200 вылетел из Кокшетау с опозданием на двадцать минут из-за непогоды в Алматы.

Малика АШИМОВА, Кокшетау

P.S. Акимат Акмолинской области сообщает, что все желающие оказать помощь семьям погибших в авиакатастрофе могут перевести деньги через частный фонд гуманитарных исследований “Евразия-Даналық”, реквизиты фонда: РНН 032600246631, ИИК КZ91722S000000605812, БИК CASPKZKA, БИН 110340007991.

Поделиться
Класснуть