28142

Показательный толчок

Министерство по чрезвычайным ситуациям выясняет последствия землетрясения, произошедшего в Алматинской области в ночь на вторник, 29 января. В поселках Кеген и Нарынкол, которые оказались в эпицентре целой серии подземных толчков, а также в Алматы больших разрушений нет. Об этом вчера журналистам после заседания правительства сообщил глава МЧС Владимир БОЖКО (на снимке).

- По оценке Национального центра по сейсмологии Министерства образования и науки, землетрясение было силой 6,6 балла, - проинформировал Божко. - В Алматы первый толчок имел силу 4-5 баллов. Разрушений и каких-то нарушений, в том числе на объектах жизнедеятельности, в Алматы нет. По Нарынколу и Кегену, по первичной информации, больших разрушений тоже нет.

Напомним, землетрясение произошло в минувший понедельник в 22.38 по времени Астаны с эпицентром в 227 километрах к востоку от Алматы на глубине 10 километров.
Владимир Божко подчеркнул, что МЧС сразу разместило информацию о землетрясении на некоторых сайтах, обратилось в телерадиокомпании, чтобы те дали бегущую строку. Вместе с тем, отметил Божко, у министерства возникают сложности с SMS-оповещением в Алматы в случае различных ЧС - из-за того, что отдельные операторы якобы требуют соответствующую плату.
Кстати, в считаные часы после толчков ДЧС Алматы ночью организовал экстренный брифинг, в ходе которого заместитель начальника Нурлан МАДЬЯРОВ заявил о том, что казахстанские службы по ЧС пока не могут договориться с операторами мобильной связи о рассылке SMS-сообщений о землетрясениях.
- Сейчас у нас идут переговоры с операторами четырех компаний. Отрабатываем вопрос о рассылке сообщений о землетрясении, - отметил замглавы ДЧС Алматы.

***

Вчера мы обратились за комментариями ко всем четырем операторам сотовой связи в Казахстане. Каково же было наше удивление, когда ни один из них не подтвердил ни слов министра Божко, ни заявления руководства ДЧС Алматы об отсутствии взаимодействия в плане бесплатного информирования о чрезвычайных ситуациях посредством SMS-сообщений! Более того, три из четырех компаний мобильной связи вообще заявили, что никаких просьб или требований со стороны органов по ЧС информировать население о землетрясении, случившемся 28 января, не поступало.
В частности, директор по корпоративным коммуникациям АО “Кcell” Аида ДОСАЕВА сообщила газете “Время”: по вопросам SMS-рассылок с уведомлением о ЧС компания взаимодействует с 16 департаментами в регионах.
- Уже заключены договоры с ДЧС Астаны и Алматы, в которых регламентируется процедура рассылки SMS-оповещения, - пояснила г-жа Досаева. - С остальными ДЧС договоры находятся в процессе разработки. Следует особо отметить, что в договоре, заключенном с ДЧС Алматы, нет возмездности оказания услуг, то есть отправка SMS осуществляется бесплатно. Также были проведены тестовые рассылки. Вызывает недоумение, почему вчера (28 января. - А. А.) МЧС не воспользовалось полностью готовым инструментом? Уведомление о землетрясении имеет наивысший приоритет в компании! Такое SMS компания готова поставить в рассылку, отменив любые другие, причем рассылка о ЧС будет совершенно бесплатной. Однако запрос от МЧС или ДЧС Алматы с предупреждением об угрозе землетрясения в компанию не поступал.

Менеджер по связям с общественностью мобильного оператора “Tele2 Kazakhstan” Нуркен ХАЛЫКБЕРГЕН и вовсе заявил, что в Законе РК “О связи” предусмотрена обязанность компаний сотовой связи бесплатно информировать население о чрезвычайных ситуациях.
- Соглашение с ДЧС Алматы и нашей компанией о взаимодействии подписано еще в феврале 2012 года. Есть инструкции, согласно которым мы оповещаем население, - пояснил собеседник. - Причем эти соглашения на самом деле нужны лишь для того, чтобы урегулировать процесс во избежание бюрократии и для обеспечения максимальной мобильности. Никакой речи об оплате за SMS-информирование о ЧС не идет! Так что мы в некотором замешательстве от претензий. Особенно отмечу, что требование об организации рассылки осуществляется уполномоченными органами в области борьбы с ЧС, но 28 января нам никаких указаний о рассылке не поступало, а без них самостоятельно информировать население мы не имеем права.
В компании “Алтел” также подтвердили готовность и уже имеющуюся договоренность о массовых бесплатных рассылках о стихийных бедствиях.
- Мы активно работаем с МЧС в этом плане, сотрудничество осуществляется бесплатно, никакие запросы не остаются без внимания. Причем действуем по отлаженной и упрощенной процедуре, которая отработана с точки зрения максимальной оперативности в информировании населения, - сообщил нам коммерческий директор компании “Алтел” (торговая марка Parhword) Александр ТРЕБУХИН.

А руководитель службы по связям с общественностью ТОО “КаР-Тел” (торговая марка Beeline) Асель КОЖАКОВА так прокомментировала ситуацию с заявлением министра по ЧС:
- Мы понимаем важность информирования населения при чрезвычайных ситуациях. Что касается землетрясения в Алматы 28 января, то запроса ни от МЧС, ни от ДЧС Алматы к нам не поступало. Тем не менее компания готова сотрудничать с МЧС в рамках действующего законодательства, с подписанием договора и всех сопутствующих процедур.
Получив столь недвусмысленные комментарии мобильных операторов, мы невольно задались вопросом: кто на самом деле повинен в информационном вакууме, в котором - в очередной раз! - оказался крупнейший мегаполис страны ночью (!) во время землетрясения? Не лукавит ли, мягко говоря, господин Божко, переводя стрелки на операторов сотовой связи? Ведь, как известно, отсутствие информации порождает дезинформацию, то есть слухи. А с ними бороться посредством уголовной ответственности предложил сразу после позавчерашнего землетрясения директор Института сейсмологии Мин­образования и науки Танаткан АБАКАНОВ.
И как, господа чиновники, после такого поворота событий вести себя рядовым алматинцам, живущим на “пороховой бочке”?

Лэйла БАСАРОВА, фото автора и с сайта tengrinews.kz, Астана, Александра АЛЁХОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть