42000

Звёздные войны

Правительство Российской Федерации направило правительству Казахстана официальную ноту с требованием объяснить высказывания главы “Казкосмоса” Талгата МУСАБАЕВА о будущем космодрома “Байконур”.

Документ был разработан в аппарате первого вице-премьера РФ Игоря ШУВАЛОВА, возглавляющего межправительственную комиссию по “Байконуру”. Об этом сообщили наши коллеги из российского издания “Коммерсантъ”.

Вчера мы дозвонились до главы “Казкосмоса”, однако Талгат Амангельдиевич комментировать ситуацию по телефону отказался. И понять его, в общем-то, можно. Непростые отношения Казахстана и России в сфере космических технологий (см. “Ракетно-космические отношения”, “Время” от 11.12.2012 г.) вошли в новую фазу развития. 10 декабря генерал-лейтенант Мусабаев, выступая перед парламентариями, с большим скепсисом отозвался о перспективах совместной реализации проекта “Байтерек”, отметил необходимость сокращения запуска токсичных “Протонов” с “Байконура” и даже высказал мнение, что в обозримом будущем Казахстан может установить на космодроме свою юрисдикцию. Если верить нашим коллегам из “Ъ”, официальная Москва расценила это как угрозу для некоторых аспектов своей космической программы, в частности, о перспективах своего пребывания и работе на казахстанском космодроме.
Под большим вопросом и другие совместные проекты. В конце прошлого года Казах­стан посетил вице-премьер РФ Владислав СУРКОВ (см. “Космический интерес”, Время от 29.11.2012 г.) - вроде бы для проведения переговоров по внедрению в Казахстане спутниково-навигационной системы ГЛОНАСС. Однако сегодня у всех на слуху скандал с хищением 6,5 млрд. рублей и последующей отставкой глав компаний, реализующих этот проект, в том числе бывшего генерального конструктора системы ГЛОНАСС Юрия УРЛИЧИЧА. Таким образом, наши отношения со стратегическим партнером в космонавтике становятся все более напряженными.

Шеф-редактор журнала “Космические исследования и технологии” Нурлан АСЕЛКАН предполагает, что нервозность российской стороны объясняется прежде всего рядом внутренних проблем “Роскосмоса”:
- Обмен официальными нотами - нонсенс в цивилизованных двусторонних отношениях. У нас широкий спектр сотрудничества, и подобная практика в любой из его сфер имеет скандальный, нетипичный характер. К сожалению, космические отношения дают в этом смысле не очень хороший пример. Несколько лет назад руководитель пресс-службы “Роскосмоса” Александр ВОРОБЬЕВ сделал публичное заявление, в котором отметил, что руководство “Казкосмоса” и конкретно Талгат Мусабаев своими действиями и заявлениями не способствуют развитию успешного сотрудничества Казахстана и России в космонавтике и сеют непонимание. Тогда мы это обвинение проглотили. Но сейчас подобное не может остаться без реакции - тем более статус документа того требует.
Сегодня стало понятно, что проект “Байтерек” в первоначально планируемом виде оказался нежизнеспособным. Затянулось строительство комплекса, до сих пор не проведены испытания “Ангары”, а позиция России, инициировавшей строительство космодрома “Восточный”, коренным образом изменилась. Вообще в российской космонавтике сегодня царит атмосфера нервозности. Перед “Роскосмосом” поставлена задача реорганизации отрасли, превращение разрозненных предприятий в ряд холдингов; есть предложение о создании на базе “Роскосмоса” госкорпорации, что затрагивает интересы многих людей. Плюс ко всему в разгаре скандал, связанный с отставкой руководителей компаний, которые занимались реализацией проекта ГЛОНАСС. Учитывая, что этим делом занимается следственный комитет РФ, оно до странности похоже на дело экс-министра обороны Анатолия СЕРДЮКОВА и некоторых его сотрудников. А в конце января планируется очередной, третий, испытательный пуск южнокорейской ракеты-носителя, созданной на базе первой ступени многострадальной “Ангары”. Если это испытание вновь окажется неудачным, то оно самым фатальным образом скажется на перспективах дальнейшего нахождения на посту первых руководителей “Роскосмоса”. В этой связи официальная нота правительству Казахстана психологически объяснима, но политически все равно непонятна.
Как бы то ни было, нота россиян продемонстрировала всю глубину казахстанско-российских космических противоречий. Правительство нашей страны обязано на нее отреагировать. И уже после ответа официальной Астаны станет более или менее понятно, кто - мы или соседи - взял не ту ноту. Пока же создается ощущение, что отчаянно фальшивят и те и другие.

Игорь ХЕН, фото Ляззат Тайкиной-ТРЕТЬЯКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть