3759

Настоящий человек

Именно так говорят коллеги, вспоминая легендарного министра финансов Казахстана Александра БАЦУЛУ. Уже год, как он ушёл из жизни, а его дела, поступки, мысли всё чаще заставляют задуматься о том, что остается после нас

Настоящий человек

Говорили об этом и в декабре, когда скромно, без пафоса открывали мемориальную доску на доме, где жил и трудился Бацула. Прозвучат теплые воспоминания и 24 апреля, в годовщину ухода из жизни Александра Ефимовича. Что же такого особенного в биографии бывшего министра финансов Казахстана?

Взрослеть приходилось быстро

После окончания семилетки торжественного вручения свидетельств не получилось: началась Великая Отечественная война. Александр, младший ребенок в большой семье, с детства мечтал продолжить дело отца, но поступить в Омское речное училище не удалось - здание уже было отдано под госпиталь, город оказался заполонен эвакуированными людьми. Пареньку пришлось вернуться в родное село Екатериновка, и очень кстати. На фронт ушел счетовод колхоза, и 14-летнего подростка, отличника, прирожденного математика, волевым решением назначили на вакант­ное место. Александр Ефимович потом не раз вспоминал, как на его честное признание, что он ничего не понимает в счетоводческом деле, председатель колхоза сказал: “Ничего, научишься, не боги горшки обжигают”.

И действительно получилось! Предшественник был педантом и оставил все дела в идеальном порядке, но все равно только трудолюбие и готовность вникать в детали помогли вчерашнему школьнику справиться с такой трудной задачей. Молодого толкового бухгалтера быстро заметили, пригласили в контрольно-ревизионное управление Булаевского района, потом направили учиться и забрали в Петропавловск. Кадровый голод в те тяжелые годы помогал быстро взрослеть и постигать профессию. Чтобы восполнить нехватку специалистов, при всех министерствах создавали академии по подготовке руководителей, где учили не только секретам профессии, но и тому, что сегодня называют менеджментом, коммуникациями и прочими мудреными словами.

После учебы в Ленинграде Бацула вернулся в Казахстан. Он не был одержим карьерой, не ставил целью попасть в то или иное крес­ло. Но кропотливая работа, умение разбираться в самых сложных вопросах и человечность сделали свое дело.

Не ради денег

В одном из интервью Александр Ефимович описал случай, когда ему предложили очень выгодное повышение:

- Я не согласился. Воспитанный в простой семье, я всегда довольствовался тем, что дает мне жизнь, не стремился к обогащению. Но через два дня секретарь обкома партии вновь пригласил меня и довольно грубо сказал, дескать, я не очень хороший финансист, раз не чувствую разницы больше чем в два раза между окладом на прежнем месте работы и на новом. Я поблагодарил его за хорошую оценку моей работы и… вышел из кабинета.

В этом поступке был весь Бацула. Он двигался вперед не в поисках высокого оклада, а за профессиональным ростом, за новыми знаниями и задачами, которые интересно было решать. Именно поэтому в 1961 году стал работать в финотделе только что образованного Целинного края. Вот где дел было больше, чем времени в сутках! Но Александр Ефимович с удовольствием вспоминал, как просиживал ночами над документами и столбиками цифр, как без конца летал в Алма-Ату и убеждал чиновников в министерских кабинетах, что расходы на тракторы, комбайны, быт целинников жизненно необходимы для развития края и окупятся впоследствии.

Лучшей наградой за такую работу он считал не новые кабинеты и премии, а достижения в большом общем деле. “В каждом успехе целинников, в каждом сданном государству миллиарде пудов зерна я видел и частичку своего труда”, - признался как-то Александр Ефимович.

На стыке эпох

Страна стремительно развивалась, но Бацула упорно не замечал спокойные ниши, где можно обрасти степенностью. Его честность, принципиальность и порядочность были всем известны. Назначая Бацулу на должность первого заместителя министра финансов КазССР Динмухамед КУНАЕВ напутствовал его: “Помни, что деньги, как просо, трудно удержать в руке. Но мы надеемся, что ни одна копейка не просочится сквозь пальцы”.

В 1985 году Бацула возглавил Министерство финансов. Это произошло на пике застоя, который внезапно сменился поиском новых экономических форм, бурным ростом кооперативов. Для всего этого многообразия новой жизни надо было создавать нормативно-правовую базу, продумывать налогообложение, изучать мировой опыт, анализировать, делать прогнозы.

Это был пример руководителя, который не только умеет отдавать распоряжения подчиненным, но и сам является первым специалис­том в своей отрасли, знает все тонкости. Например, уже будучи министром, Бацула мог приехать в глубинку, зайти в кабинет главного экономиста предприятия, изучить его годовой отчет от первой до последней страницы, найти нестыковки и нарушения, сделать пометки в блокноте и тут же принять меры, чтобы решить эти вопросы.

И даже на пенсии

Будучи на заслуженном отдыхе Бацула трудился советником по экономическим вопросам, проводил консультации. Он продолжал мыслить государственными масштабами и болел душой за страну. По-иному просто не умел. С его точки зрения, результата добиться просто, если команда компетентная и каждый знает свое дело. В этом случае не может разработка документа занимать месяцы, любое стратегическое решение появится и будет оформлено за сутки-двое.

Но компетентность рождается не в иностранных учебных заведениях, она происходит от практической работы, от кругозора, опыта, знания всех цепочек и технологических процессов. Так что все трудности - это следствие непрофессионализма, неумения видеть на несколько шагов вперед. Александр Ефимович приводил такой очень простой и понятный пример: повышаются цены на коммунальные услуги из-за изношенности сетей. Но эта мера не спасает, и изношенность растет, значит, не хватило контроля, деньги пошли не туда.

Удивляли его и завышенные банковские ставки. В 2007 году Бацула направил в правительство Казахстана письмо на эту тему и предложил ряд мер. А что касается кадров, прирожденный управленец верил: их надо не искать путем рокировок, а готовить. Вот еще один отрывок из его интервью: “В свое время мы обращали внимание не только на наличие диплома, который сейчас можно купить, но и на оценки выпускника, полученные им в течение всего периода обучения. Лучших выпускников зачисляли в штат центрального аппарата министерства, остальным предлагали поработать вначале в областных или районных финансовых органах. Для повышения уровня навыков к новичкам на три-пять месяцев прикрепляли в качестве наставника опытного специалиста”.

Бацула был уверен, что только постепенный рост помогает сложиться профессионалу, форсировать не получится. И не стоит полагаться на иностранных профи. Снова цитата из старого интервью: “Передо мной заключение иностранной фирмы, занимающейся аудитом одного из казахстанских банков. Дословно: “Отчет банка соответствует бухгалтерскому учету”. А соответствует ли бухгалтерский учет дейст­вительности? Нет ответа. Какой же руководитель или бухгалтер отразит в отчете факты коррупции, хищений, незаконных расходов? А за такой аудит банк заплатил сотни тысяч долларов. Почему деньги наши должны уходить за границу? Они должны приносить пользу нашей экономике”.

Взгляд со стороны

Мы попросили поделиться воспоминаниями председателя совета ветеранов центрального аппарата Министерства финансов Хатиру ОМАРОВУ о том, как работалось рядом с Александром Ефимовичем, почему сотрудники с таким теплом вспоминают о нем даже спустя десятилетия.

- Вы знаете, это был очень скромный человек, - охотно рассказывает Хатира Алиевна. - Он постепенно поднимался по служебной лестнице, но не предлагал сам себя, не добивался новых должностей. Это его приглашали, видя потенциал. С одной стороны, этот человек обладал невероятными профессиональными качествами. Только вдумайтесь: он закладывал финансовую систему нашей страны, создавал финансовые институты - все то, чем мы сегодня пользуемся. С другой - был образцом руководителя, воспитавшего целое поколение финансистов и своим примером, и читая лекции.

Что касается его человеческих качеств, то об этом можно говорить очень долго. Например, это был министр, который на свой дачный участок ездил не на личной или служебной машине, а на автобусе, как все остальные. Знал толк в земле, любил на ней работать, помогал молодым коллегам, взявшим участки. А принимая человека на работу, просто и душевно беседовал с ним. Обязательно расспрашивал о проблемах, подсказывал, как их можно решить, что положено от государства. Невероятно простой, демократичный и справедливый человек.

Для него очень важны были отношения в коллективе. И мы все считали, что нам повезло работать в настоящей команде. Чего только не устраивали у нас в министерстве: проводились конкурсы на лучший анализ деятельности предприятий, лучшую счетную проверку, чествовали ветеранов, во время уборки урожая молодежь обязательно активно помогала сельскому хозяйству. Все это невероятно сближало коллектив. И Александр Ефимович был тот руководитель, к которому очень легко можно было прийти с любым вопросом.

Еще один пример приводит Хатира Алиевна: будучи первым заместителем министра финансов, Бацула никогда не считал ниже своего достоинства ездить в районные и областные центры, чтобы руководить работой ревизионной комиссии. И когда хлебосольная принимающая сторона старалась вечером организовать досуг, пригласить в гости, то сделать это не получалось. Вместо отдыха после работы Александр Ефимович устраивал всей команде настоящий мозговой штурм: каждый рассказывал об итогах работы, решали, на что обратить внимание. Постепенно разговор переходил с конкретных примеров региона на отрасли производства, затем на мировую экономику, и планерка превращалась в невероятно интересную лекцию. Попутно ненавязчиво давались рекомендации, как работать, как проверять, как разговаривать с людьми. Словом, такая командировка стоила года обучения в университете. И никогда ему не было жаль потраченного вечера на прак­тическое обучение.

- Надо еще учесть, что это был человек энциклопедических знаний, - вспоминает Хатира Алиевна. - Он не искал нужные цифры, кажется, что вся информация была наготове. Александр Ефимович легко оперировал цифрами, фактами, статистическими данными, память у него была феноменальная, глубина и широта познаний изумляли и восхищали. Жаль, что люди мало знают о нем в силу необыкновенной скромности этого человека. Я считаю, и многие коллеги тоже уверены, что стоило бы назвать в его честь улицу в Петропавловске. Нам надо ценить своих профессионалов и настоящих мастеров своего дела.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть