Что вы натворили?..
Замечаниями докторам и пятью миллионами тенге отделалась больница за нарушения, в результате которых молодая женщина едва не погибла в роддоме, а впоследствии лишилась возможности еще раз стать мамой.
Чиновники от здравоохранения, приводя различную статистику за какой-либо отчетный период, считают буквально своей заслугой, если случаев материнской и младенческой смертности мало или нет совсем. В 2023 году в Восточно-Казахстанской области зарегистрировано три случая материнской смертности: два в Курчумском районе и один в Усть-Каменогорске. Конечно, сваливать всю вину за смерть женщины только на медиков нельзя. Многое зависит от здоровья беременной, от того, когда она встала на учет, и так далее. Но бывает, что медики недооценивают состояние пациентки роддома, и это тоже приводит к печальным последствиям. И такие случаи, как правило, остаются за рамками официальной статистики.
Подобный инцидент произошел три года назад в Риддерской городской больнице. Судебные разбирательства по этому поводу завершились только недавно.
В суд обратилась местная жительница, которой после рождения ребенка экстренно удалили матку. Женщина посчитала: если бы ее, как пациентку, правильно вели с самого начала, такого бы не произошло. Оправившись после родов, она обратилась с жалобой в департамент комитета медицинского и фармконтроля, а после написала заявление в полицию, чтобы врачей привлекли к уголовной ответственности. Досудебное расследование по статье “ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником” велось около года и в итоге было прекращено. По словам пострадавшей, полицейские направили в больницу представление, и на основании его заведующей акушерско-гинекологическим отделением и врачу акушеру-гинекологу… объявлены замечания.
Не удовлетворившись, видимо, таким исходом, бывшая пациентка больницы намеревалась взыскать с обидчиков 15 миллионов тенге, поскольку ее лишили возможности иметь детей, хотя они с мужем мечтали о трех.
Что же показала проверка фармконтроля? По информации департамента, выявлен ряд нарушений. К примеру, в какой-то период за роженицей не было мониторинга; имела место недооценка кровопотери, недооценка состояния женщины; упущены возможности для органосохраняющей операции. Вместе с тем специалисты отметили: в связи с кровотечением операция по удалению матки была необходима по жизненным показаниям.
В рамках расследования также была проведена комплексная судебно-медицинская экспертиза, которая пришла к аналогичным выводам, что и в департаменте фармконтроля.
“Таким образом, доводы истца о том, что в результате некачественно оказанной медпомощи ее репродуктивному здоровью причинен непоправимый вред - утрачена способность к деторождению, суд находит обоснованными”, - заключили в суде.
Однако сумму в размере 15 миллионов тенге служители Фемиды сочли неразумной и остановились на пяти миллионах.
Что же говорили медики в свое оправдание? По их данным, роженица поступила в больницу с проблемами со здоровьем: хронической железодефицитной анемией (на которую, к слову, врачи и пытались списать сильное послеродовое кровотечение) и другими. И как, дескать, можно считать вредом здоровью то, что спасло женщине жизнь? То есть удаление матки. А органосохраняющая операция, по мнению работников больницы, не всегда сохраняет репродуктивную функцию и не исключает риска развития полного или частичного некроза матки.
Категорически не согласные с вмененной им выплатой компенсации морального вреда работники больницы пытались обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, хотя руководство больницы само выносило дисциплинарное взыскание (замечание) своим сотрудникам именно за нарушение требований протоколов диагностики и лечения…
В облсуде заключили: работники Риддерской городской больницы имели реальную возможность оказать качественную медпомощь пациентке.
Как бы ни преподносили чиновники всех рангов, что в Восточном Казахстане даже в районах медицина вышла на новый уровень, практика показывает, что есть к чему стремиться. И одной только отправки врачей Усть-Каменогорска за границу для освоения навыков оказания высокотехнологичной медпомощи явно недостаточно. Нужно еще и на местах учить медиков элементарному.
Елена СУПРУНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Усть-Каменогорск