2819

Вернуть с того света!

Сотни тысяч тенге, выплаченные уже умершим пенсионерам, растворились в небытие

Вернуть с того света!

В Восточном Казахстане пенсии начисляли людям, которых уже нет в живых. В некоторых случаях эту оплошность можно было бы списать на несовершенство системы по электронному обмену информацией между госорганами. Но как объяснить, что пенсию на протяжении пяти месяцев начисляли покойному, который вообще является получателем этой выплаты в России?..

В регионе суды по гражданским делам снова завалены заявлениями, где истцами выступают Минтруда и соцзащиты населения либо местный филиал “Правительства для граждан”. Чиновники обоих ведомств хотят одного: вернуть в казну пенсии, поскольку “граж­дане правом на выплаченную сумму не располагали в связи со смертью”. Как вам формулировочка? Выходит, покойники еще и сами виноваты.

Или же истцы просили суд установить факт невозможности возврата средств. Кстати, почему-то в госорганах только сейчас активизировались по этому поводу, хотя речь идет о выплатах, произведенных еще в 2019, 2021 и 2022 годах.

К примеру, в марте 2022 года умер 69-летний пенсионер, однако за апрель пенсию ему по-прежнему начислили. 85 тысяч тенге так и остались на счету умершего.

В случае с другим пенсионером, усопшим в 2021 году, фигурирует гораздо большая сумма - свыше 300 тысяч тенге. Ему выплату начисляли в течение трех месяцев. А все потому, что он в госорганах по-прежнему числился в живых. Выплатной центр получил сведения, в том числе из государственной базы данных физлиц, о смерти граж­данина только в сентябре. А умер человек в апреле.

В отделе соцобеспечения Глубоковского района попытались было вернуть эту сумму, но в банке ответили: деньги сняты. Кем? Неизвестно. Официально наследников у пенсионера тоже нет.

К слову, в Глубоковском районе накосячили не единожды. В 2019 году там несвоевременно зарегистрировали смерть другой пенсионерки. Женщина умерла в мае, а по документам выходит, что в июле. Соответственно, все эти месяцы деньги падали на счет покойной.

Департамент полиции Восточно-Казахстанской области нередко козыряет тем, что миграционщикам удалось выявить злостных нарушителей: людей, которые перебрались на ПМЖ в Россию и получают пенсии на территории двух государств.

Но в случае с жителем Анапы, который переехал туда из Восточного Казахстана, получилось так, что сами госорганы сделали его таким же нарушителем, причем после смерти!

Мужчина умер в апреле прошлого года, а ему начисляли пенсию вплоть до конца сентября - в общей сложности больше 900 тысяч тенге. Когда в “Правительстве для граждан” опомнились, то обратились в банк: со счета вернули энную сумму, а вот остальную - больше 700 тысяч тенге - решили удержать с супруги покойного.

Женщина недоумевала: муж вообще-то скончался в России и получателем пенсии он был там же. Усть-Каменогорский городской суд постановил оставить вдову в покое, поскольку доказательства того, что деньги сняла именно она, нет. Чиновники и сопротивляться не стали: на нет и суда нет. Апелляционную жалобу никто подавать не стал.

К слову, это не единственный случай, когда деньги канули в небытие даже при явном наличии наследников у умершего пенсионера. К примеру, жителю Усть-Каменогорска пос­ле смерти начислили пенсию в размере больше 150 тысяч тенге. И снова, кстати, фигурирует 2021 год. Половину суммы кто-то снял, оставшиеся “Правительство для граждан” решило взыскать с сына покойного, которого, так сказать, выявили случайно: взяли его в оборот, когда он стал оформлять пособие на погребение. Тот в отказ: деньги не снимал, кто снял - он не знает. Мужчина уверял, что с отцом не поддерживает связь с 1994 года, а о его смерти сам узнал только через два месяца и в права наследования не вступал.

В общем, мужчину оставили в покое. Стали ли искать присвоивших эти деньги ради 70 тысяч тенге? Сильно сомневаюсь. Деньги-то бюджетные. Пропали так пропали.

О формальном подходе к возврату казенных средств говорят и другие дела, когда никто не стал утруждать себя тем, чтобы найти наследников, поймав, так сказать, первого попавшегося родственника покойного пенсионера.

Елена СУПРУНОВА, коллаж Руслана БАХТИГАРЕЕВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть