Для удобства всех и каждого
В Казахстане намерены внедрить пилотный проект по городской среде, комфортной для всех
В адрес столицы не раз звучала критика: мегаполис, а возможностей для людей с особыми потребностями в нем нет абсолютно никаких. А ведь здесь проживает более 33 тысяч человек с инвалидностью!
Сделать город комфортным для всех задались целью урбанисты и общественники - ставку они делают на программу “Инклюзивный город”.
Проект предполагает перечень мер по созданию безбарьерного городского пространства и охватывает вопросы общественного транспорта, социальных объектов и многое другое.
- Концепция инклюзивного города требует новых подходов к аналитике и формированию правильных технических заданий для проектирования и строительства. Большую часть из них можно реализовать в рамках действующих проектов городских администраций по благоустройству, - прокомментировал архитектор Санжар КАЗИЕВ.
Реалии таковы, что без комфортной среды не может обойтись и нынешняя молодежь: их скейты и самокаты тоже требуют безбарьерного пространства. А также для мам с колясками и пожилых людей. И особенно в ней нуждаются люди с особыми потребностями.
- Главный акцент - общественное пространство, удобное для этих нескольких сотен человек. А вот там, где неудобно большинству, для инвалидов еще труднее, - продолжает Санжар Казиев. - Благоустраивая или формируя среду, надо отдавать отчет, что все мы разные, и архитектуру, даже озеленение, воспринимаем по-разному - у каждого своя реальность. И каждый может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь. Например, вы человек с тяжелым багажом или иностранец без знания местного языка, а может, у вас стресс или сломана рука. И во всех этих случаях окружающая среда должна быть вам интуитивно понятна. В этом и есть суть инклюзии.
Придумал такой подход американский архитектор-колясочник Рональд МЕЙС. Под его руководством были сформулированы семь принципов “универсального дизайна”. Суть его - в доступности окружающей среды для всех, вне зависимости от возраста или степени инвалидности. Например, одни из принципов - минимальные физические усилия или легко воспринимаемая информация. То есть сделать так, чтобы город не вызывал ни сложностей в передвижении, ни дискомфорта, ни заболеваний. Даже правильно посаженные деревья - это не только красиво, но и защита от дорожной пыли.
- Есть два инструмента грамотного городского планирования: генеральный план и мастер-план. Оба они необходимы для по-настоящему безбарьерной среды. Но есть между ними и различия, - объясняет Казиев. - Генплан - это градостроительный документ, а мастер-план - комплексная стратегия, помогающая понимать проблемы, которые могут решаться социологическими, культурными, разъяснительными моментами. И он же обозначает сферы взаимодействия: население - это и логистика, и медицина, и досуг.
Одно без другого и правда никуда. А потому урбанисты ратуют за разработку мастер-плана, который не просто будет красивой картинкой, созданной сообща с горожанами, но и поможет поменять и сознание, и законодательство.
Последнее нуждается в новеллах как минимум в плане жилищных стандартов. Ну невозможно колясочнику комфортно существовать в стандартных квартирных коробках, это здоровому человеку достаточно коридора шириной 60 см, а радиус разворота инвалидной коляски - полтора метра! Нужно ввести в законодательство понятие “жилье, адаптированное для людей с инвалидностью”. Придется отрабатывать этот момент с Минтруда и Министерством индустрии и инфраструктурного развития. Как и решать вопрос с инклюзией входных групп: какой должен быть процент остекления, какие минимальные габариты, глубина тамбура.
- И пандусы! С адекватным уклоном и опять-таки шириной! У нас в ходу пандусы, пригодные для выгрузки товара, но они не создают инклюзивную среду, - сетуют общественники.
Актуальна инклюзия в широком смысле этого слова и в любой сезон: гололед, заваленные опавшими листьями тропинки, невозможность укрыться от летнего солнца или осеннего дождя - это все говорит об отсутствии комфорта для всех. И все это надо обсуждать, согласовывать, внедрять…
Разработчики намерены апробировать пилот программы пока в пяти городах: Астане, Алматы, Шымкенте, Караганде и Павлодаре.
При этом они подчеркивают: рассуждать о доступной среде можно и нужно не только в рамках благоустройства городов.
- Если мы говорим о доступной среде, то она в первую очередь начинается с образования. Очень мало мест среднего специального и высшего образования, доступных для лиц с инвалидностью. Наши дети хотят учиться, у них есть навыки, но их не принимают в вузы, в основном это касается колясочников, - общественник Сания НУРМАХАНОВА повернула проблему другой стороной. - То же и про школы: закон об инклюзии вышел, школы откозыряли, что у них все отлажено, а по факту дети с опорно-двигательными проблемами по-прежнему за бортом. Инклюзия есть, но ее как бы нет - обучение на дому. Поэтому, прежде чем рассуждать, какие пандусы нужны, нам надо задуматься о будущем иного плана. Мы должны думать не только о том, как исправить ошибки прошлого, но и о том, как не допустить новые.
Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана