Тайны цифровизации
Новые технологии в сфере здравоохранения Жамбылской области создают проблемы пациентам
Мало того что часто делают приписки о приеме жамбылцев и их детей у разных специалистов, пациентов еще и спокойно перекидывают из одной поликлиники в другую. Ни о том ни о другом зачастую медики никого в известность не ставят. Люди хотят знать, для чего это делается и списываются ли за неполученные услуги деньги с фонда медстрахования.
Историю о том, что 12-летний внук то и дело ходит на консультации в поликлинику, нам рассказала жительница Тараза Светлана РЫСПЕКОВА. Оказалось, что в телефоне мамы мальчика установлено мобильное приложение Damumed, куда приходят все уведомления.
- Вся наша семья прикреплена к приложению снохи. С прошлого года она заметила, что внук наблюдался то у хирурга, то к семейному врачу ходил, который даже не наш участковый. В этом году пришло несколько уведомлений о приеме. Чтобы получить подробную информацию, нужно перейти в медкарту. Но в ней никаких записей нет, - возмущается женщина.
Ее сноха тоже “посещала” разных специалистов дистанционно. Поэтому они и задаются вопросом: “насколько это законно?” В городской поликлинике №2 объяснили, ничего страшного в самостоятельных походах мальчика нет. Заместитель главного врача Улбосын ЖУМАГАЛИЕВА отметила, что работы эти производятся согласно приказу №264 “Об утверждении правил, объема и периодичности проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения, включая детей дошкольного, школьного возрастов, а также учащихся организаций технического и профессионального, послесреднего и высшего образования”.
- По школам выездная бригада проводит профосмотр в первом квартале, а результаты скрининга заносятся в программу Damumed по месяцу рождения ребенка в течение текущего года. Если его забить не по дате рождения, он попадет в неправильную целевую группу. Например, ребенок, рожденный в сентябре 2013 года, должен пройти по целевой группе от 10-11 лет, если его вбить раньше сентября, тогда он пройдет от 9-10 лет, а у каждой целевой группы разный алгоритм прохождения скрининга. И данные обстоятельства родители считают приписками, - объясняет Жумагалиева.
Если данные ребенка вводятся согласно месяцу рождения, то информацию о ребенке Рыспековых должны по логике вносить в базу в январе. Однако он “посещал” врачей в течение марта и апреля...
В IT-компании Damumed в таких случаях просят оставлять отзывы в комментариях к тем самым приемам. Якобы отзыв попадает в мониторинговую службу поликлиники и будет взят на контроль местного управления здравоохранения. И такая картина во всех поликлиниках.
Жамбылцы рассказали нам много занятных историй на эту тему. Кто-то перед получением квоты на лечение лишился ее из-за халатности медиков, кого-то открепили без его ведома, кому-то вообще дописали чужих детей, на чье-то имя выписали лекарства, но так и не выдали... Но самое интересное, что пациенты не решаются говорить об этом открыто. Причина: “завтра врач обидится, потом нормально принимать не будет, лекарства не выдадут...”.
Медики, как и сотрудники управления здравоохранения, тоже не любят общаться с прессой. И нужно отдать должное руководству городской поликлиники №2, которое не просто не побоялось пойти на контакт, но и предложило разобраться в ситуации и прояснить все.
В управлении здравоохранения, к слову, открещиваются от всего. Какой вопрос ни задай, ответ на него: “это не мы, это не к нам. Все вопросы в фонд медстрахования”. А зачем тогда нужно управление, если оно ни за что не отвечает?
Мы обратились к руководителю жамбылского филиала НАО “Фонд социального медицинского страхования” Ляззат АЛИМОВОЙ, чтобы узнать, обращаются ли к ним люди с жалобами.
- За четыре месяца текущего года поступило 76 обращений и жалоб. Основные поводы обращений связаны с некачественным оказанием медицинской помощи, несвоевременным амбулаторным лекарственным обеспечением, несоблюдением медицинскими работниками служебной этики и деонтологии. По результатам внепланового мониторинга по выявленным нарушениям применены штрафные санкции и неустойки на сумму 4,1 миллиона тенге. Информация по выявленным нарушениям передана в департамент комитета медицинского и фармацевтичекого контроля и управление здравоохранения акимата для принятия мер по компетенции, - просветила Алимова.
В управлении здравоохранения подтвердили, что такая информация к ним действительно поступала.
- Каждый случай рассматривался индивидуально, в отношении медицинских работников принимались дисциплинарные меры. Одному заведующему был объявлен выговор, после чего его освободили от занимаемой должности. В отношении руководителей медучреждений и главных врачей меры не принимались, - ответила руководитель пресс-службы управления здравоохранения Толкын ОМИРБАЕВА.
В филиале ФСМС мы также поинтересовались, списываются ли деньги со страховки за приемы, на которые люди не ходили. Оказалось, что это зависит от категории. То есть есть виды бесплатной помощи, входящие в пакет гарантированного объема. Независимо от того, застрахован человек или нет, он эту помощь получит. Пациенту обязаны оказать скорую и первичную медико-санитарную помощь, в том числе диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний, сделать иммунизацию, оказывать услуги при травмах, отравлениях или других неотложных состояниях, бесплатно.
С полным перечнем ГОБМП и ОСМС можно ознакомиться в постановлениях правительства №672 от 16 октября 2020-го и №421 от 20 июня 2019 года. Они доступны в открытых источниках.
По данным филиала ФСМС, на 1 мая этого года по Жамбылской области в информационной системе Минздрава “Регистр прикрепленного населения” зарегистрированы 1 миллион 168 тысяч 643 человека. Из них застрахованы 940 606. На оказание медицинской помощи населению выделено 115,1 миллиарда тенге, в том числе 65,6 миллиарда из республиканского бюджета и 49,5 - из активов ФСМС.
Недавно этот вопрос бурно обсуждали на аппаратном совещании под руководством акима Жамбылской области Нуржана НУРЖИГИТОВА. Главе региона даже пришлось сделать замечание руководителю облздрава Жанар ОСПАНОВОЙ и главе филиала ФСМС Ляззат Алимовой, которые начали спорить прямо на собрании. А все дело в том, что Алимова открыто рассказала о результатах мониторинга качества оказания медуслуг. За два месяца было выявлено 18 166 дефектов. Это приписки, дублирование и необоснованное назначение услуг.
- Я вам уже делал замечание. Пока вы спорите между собой, теряется качество услуг, оказываемых населению. Вы мне говорите о проблеме и путях ее решения, но почему нет результата? Мы уже год говорим об одном и том же, а картина не меняется! Скажу больше, многие из незастрахованных жамбылцев даже не знают, что это нужно делать. Это говорит о слабой работе по информированию населения, - резонно подметил Нуржигитов.
Пока чиновники разбираются, кто прав, кто виноват, открытым остается вопрос прозрачности.
Цифровизация, на которую государство тратит колоссальные средства, должна облегчать жизнь населению, которое имеет право знать, куда уходят их деньги и на что именно.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз