5706

С отрицательной динамикой,

или Невкусная солянка для отечественной медицины

С отрицательной динамикой,

Сенатор Едил МАМЫТБЕКОВ возмущен тем, что больницы и поликлиники осваивают миллиарды, однако граждане не получают должной медицинской помощи. Деньги народа утекают и на финансирование десятков ненужных информационных систем Минздрава. Как сделать отечественное здравоохранение эффективным и доступным, парламентарии обсуждали в пятницу на правительственном часе в сенате с участием министра здравоохранения Ажар ГИНИЯТ.

Мамытбеков поделился любопытными фактами, касающимися соотношения выделенных средств и оказанной медпомощи. Так, по его словам, финансирование здравоохранения в 2018 году составило 900 млрд тенге, в 2019-м - 1 трлн, в 2020-м - 1,5 трлн, в 2021-м - 2,3 трлн плюс 860 млрд на борьбу с ковидной пандемией, а в этом году - уже 2,5 трлн тенге. При этом в сентябре деньги почему-то закончились.

- В 2020-2021 годах больницы были закрыты и не принимали плановых пациентов, а все деньги освоены! То есть медуслуги не доходят до людей, а деньги полностью осваиваются. Как они осваиваются? Как Минздрав конт­ролирует освоение денег? - сыпал вопросами сенатор.

Он привел пример с алматинской многопрофильной клинической больницей, где на лечение пациентов направили лишь 8 процентов бюджетных средств:

- Это значит, более 20 тысяч пациентов не получили лечения! Получается, деньги на лечение пациентов выделены, но на местах их не осваивают из-за правовых проблем.

Просто поразительно, сколько бюджетных средств, оказывается, тратят на цифровизацию медицины! По данным Мамытбекова, в 2018 году было 26 информационных систем, в 2020-м - 19, до конца 2022 года их станет 48 (на данный момент 40), в следующем году - 52. На сопровождение одной информсистемы из бюджета ежегодно выделяют 70 млн тенге, значит, в 2018 году потрачено 1,8 млрд, в 2020-м - 1,3 млрд, в 2022-м - 2,8 млрд, а в 2023 году израсходуют еще 3,6 млрд тенге.

- Чем больше информационных систем, тем больше народных денег на их сопровождение. Зачем это нужно? - возмущенно спросил депутат. - Почему количество информсистем увеличилось с 19 до 40? Куда ушли бюджетные деньги? Платформу, которая была, опозорили, оклеветали…

На то, что граждане, особенно застрахованные, недополучают заявленный ими объем медуслуг, указала и сенатор Акмарал АЛЬНАЗАРОВА. У фонда социального медстрахования, как выяснилось, элементарно не хватает денег, потому что некоторую их часть направляют на лечение заболеваний, которые положено лечить за счет бюджетных средств, то есть в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи!

- К примеру, за счет средств ОСМС осуществляется оплата медицинских услуг школьникам, амбулаторное лекарственное обеспечение детей и пенсионеров, высокотехнологичные услуги больным с социально значимыми заболеваниями. Кроме того, в связи с дефицитом бюджета в 2020 году в условиях пандемии коронавируса экстренная стационарная помощь была перенесена в пакет ОСМС, что противоречит принципам гарантий государства.

Таким образом, сегодня за счет взносов населения продолжается финансирование лечения экстренных больных с тяжелыми социально значимыми и хроническими заболеваниями, - обнажила проблему Альназарова.

Обратила она внимание и на то, что из-за низкого качества услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) пациентов все чаще приходится госпитализировать. Так, в 2021 году количество плановых госпитализаций было в 2,7 раза больше, чем в 2017 году, а за первые шесть месяцев этого года в полтора раза превысило годовой показатель 2017 года. Конечно, это повышает затраты на здравоохранение, особо не влияя на показатели здоровья населения.

- Несмотря на увеличение финансирования здравоохранения в два раза за счет внедрения ОСМС, доля бюджета ПМСП без учета консультативно-диагностических услуг в общем бюджете здравоохранения снизилась с 28 до 22 процентов, - заявила Альназарова.

Перечислила она и минусы общественного здравоохранения. Так, не принимаются меры для снижения соли в рационе питания населения:

- Потребление соли в Казахстане в четыре раза превышает рекомендованную ВОЗ безопасную норму, что является одним из основных факторов риска артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний, диабета второго типа и некоторых видов рака.

Необходимо к 2025 году на 30 процентов уменьшить потребление соли населением страны, однако в национальном проекте “Здоровая нация” недостаточно мероприятий по данному вопросу, - заметила сенатор.

Ничего не делают для обогащения муки железом, цинком и фолиевой кислотой. Не решены проблемы финансирования фортификации на мельничных предприятиях малой мощности, не разработаны программы производственного контроля. В международной практике, подчеркнула Альназарова, фортификация муки является одним из доступных и эффективных методов профилактики социально значимых микронутриентных дефицитов.

- Поэтому правительству необходимо принять комплексные меры по снижению потребления соли среди населения в средне­срочном периоде и усилить конт­роль над качественным исполнением законодательно закрепленных мер по обязательной фортификации муки, - резюмировала депутат.

Тем временем глава Минздрава Ажар Гиният посетовала, что в стране не хватает медицинских кадров: дефицит на данный момент составляет более 7,7 тысячи человек, из них врачей - порядка 3,9, тысячи, медработников среднего звена - 3,8 тысячи. Хотя в прошлом году в регионах трудо­устроили более 3000 молодых врачей, или 96 процентов выпускников медвузов.

Продолжая тему, сенатор Ольга ПЕРЕПЕЧИНА раскрыла главные причины нарастающего дефицита специалистов - недостаточный уровень подготовки и несовершенство кадрового планирования.

- Согласно данным Счетного комитета, с 2019 по 2021 год 157 выпускников, окончивших обучение за счет средств государственного бюджета на сумму 388,7 млн тенге, остались не трудоустроены. При этом министерством контроль за трудоустройством и возвратом затраченных средств не проводится. Необходимо восполнить данный пробел, - заявила Перепечина.

Ни в одном регионе, добавила она, нет стопроцентного обеспечения кадрами медорганизаций до уровня минимальных нормативов.

- Согласно заключению Агентства по стратегическому планированию и реформам, несмотря на достижение показателей результатов нацпроекта на 100 процентов и реализацию мероприятий на 89 процентов, запланированный на 2021 год социально-экономический эффект и стратегические показатели достигнуты лишь на 25 процентов, а основные показатели здоровья населения имеют отрицательную динамику! - резанула правду-матку сенатор.

Так, продолжила она, ожидаемая продолжительность жизни в стране снизилась, младенческая и материнская смертность выросла, уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг оставляет желать лучшего: он составил 57,7 процента. Только за 2020-2021 годы количество жалоб увеличилось более чем в два раза - с 7800 до 17,5 тысячи.

Цифры оглашены, выводы сформулированы. Что дальше?..

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть