Экстренная служба на тормозах
Руководство кызылординской скорой помощи обвиняют в предоставлении искаженных данных
В Кызылординской области с сентября по декабрь 2021 года 22 человека скончались, не дождавшись приезда скорой помощи. Причиной стали многочисленные фальсификации в картах вызовов. Чтобы избежать штрафов, диспетчеры меняли категорию срочности или время приезда скорой, в то время как пациенты умирали у себя дома. Всего за три года проверка выявила 40 тысяч (!) исправленных карт вызовов.
Новая система “Комек” сделала информацию о вызовах прозрачной и доступной. Это не понравилось руководителям скорой медицинской помощи Кызылординской области, и они предприняли попытку поменять программу на кыргызскую, а потом на российскую. О том, как скорая помощь превратилась в нескорую, а ее руководство вот уже несколько лет активно приукрашивает свою статистику, читайте в нашем материале.
Из всех экстренных служб скорая помощь - наиболее востребованная. Почти 75 процентов звонков на ее номера - медицинского характера. Счет порой идет на минуты, следовательно, система фиксации вызовов должна стать простой, понятной и прозрачной. Поэтому в 2016 году наш Минздрав решил произвести апгрейд работы скорой помощи. Разработчикам поставили задачу сделать в каждой области одну общую диспетчерскую, которая бы принимала все вызовы и распределяла по подстанциям скорой помощи в разных районах.
Разработчики - ТОО “IT Space” - взялись за дело и в этом же году представили систему “Комек”, которая автоматизирует и ускоряет прием вызовов и их распределение по бригадам, позволяет мониторить каждый вызов, предлагает оптимальный маршрут по городу для карет скорой, фиксирует нарушения и во всех смыслах является удобной, практичной и современной.
Первый раз программу запустили на станции скорой медицинской помощи Кызылординской области, которая до этого пользовалась системой российского происхождения. Старая программа не могла централизовать работу скорой по области, она работала только по Кызылорде. А другие областные населенные пункты и вовсе фиксировали вызовы вручную, на бумаге, что позволяло делать многочисленные приписки и учитывать вызовы, выезды по которым не совершались.
Система “Комек” сделала работу прозрачной. Вызовам сразу присваивалась категория срочности: от 1-й до 4-й, в соответствии с которыми формировались бригады и определялось время доезда: от 10 до 60 минут. После централизации диспетчерской службы все звонки по области пошли через Кызылорду, количество выездов сократилось, потому что 40 процентов вызовов были необоснованными. Сейчас системой пользуются уже в 12 областях Казахстана.
В 2018 году по поручению Министерства цифрового развития (МЦРИАП РК) систему было решено объединить с другими экстренными службами. Был запущен пилотный проект “112” - аналог американской службы спасения “911”.
Пример: если в доме случился пожар и есть пострадавшие, вместо трех звонков: в полицию, скорую и пожарным - вы делаете один на номер “112”, его принимает единый диспетчерский центр, и система автоматически определяет, какие службы нужно вызвать.
У системы есть и другой плюс - она следит за исполнением временных регламентов вызова. Например, если вызов принят, но на него не назначили бригаду в течение одной минуты или бригада не выезжает на вызов в течение двух минут после назначения, или едет к пациенту более 15 минут, система информирует об этих несоответствиях диспетчеров контроля. В начале 2021 года “Комек” интегрировали в информационную систему акимата Кызылординской области, и данные о вызовах и их исполнении стали доступны областному руководству.
С того момента началось противостояние главврача скорой и разработчиков “Комек”. Ведь теперь все манипуляции со статистикой, приписками и изменениями в картах вызовов стали очевидны. А это грозило серьезными штрафами.
Анализ, проведенный управлением цифровизации акимата, показал, что на протяжении трех лет, с 2019 по 2021 год, диспетчеры скорой внесли изменения в 40 тысяч (!) карт вызовов. Чаще всего меняли категорию срочности или время прибытия на вызов. Изменение категории срочности с 1-й на 4-ю означает, что скорая будет ехать к пациенту не 10 минут, а 60. Для человека, который находится в критическом состоянии, такое ожидание может закончиться смертью. Только за полгода, с сентября по декабрь 2021 года, в Кызылординской области по этой причине 22 пациента скончались, не дождавшись приезда бригады.
Возможно, руководство СМП с самого начала волновали не пациенты, а “красивая”, исправленная статистика, с помощью которой, по приблизительным подсчетам, за три года они избежали штрафов от Фонда медицинского страхования на сумму более 50 миллионов тенге. Мешала только прозрачная система “Комек”, которая так некстати высвечивала манипуляции.
В связи с этим летом 2021 года руководство СМП Кызылординской области решило самовольно перейти с отечественного программного обеспечения на кыргызское. Попытка оказалась неудачной, поскольку система не соответствовала казахстанскому законодательству. Но в “заначке” у руководства еще осталась система российского происхождения, и оно повторно ее приобрело на бюджетные деньги.
Узнав об этом, была подана жалоба, на основании которой департамент аудита Кызылординской области провел проверку на станции. Она показала, что заключение договора и покупка программного обеспечения российского происхождения были проведены с грубейшими нарушениями правил госзакупок: имея на балансе одну работающую систему, скорая приобрела вторую на бюджетные деньги вместе с оборудованием. При этом первая система и оборудование не были списаны, а значит, для покупки второй у СМП не было никаких оснований. После аудита было дано предписание расторгнуть договор и выплатить штраф.
Однако руководство скорой подало в суд и выиграло его, предоставив неверные сведения. Они заявили, что не могут отказаться от приобретенной системы российского происхождения якобы потому, что другой у них нет, а значит, работа встанет. Суд оставил за ними право ею пользоваться. Но скорая продолжала работать на “Комек” вплоть до начала января 2022 года, при этом полгода не платила поставщику услуг за ее обслуживание.
7 января, во время режима ЧП, главврач СМП Кызылординской области Алмат КУРМАНГАЛИЕВ принял решение перейти на систему российского происхождения. То есть в то время, как на территории области и в областном центре происходили поджоги, теракты, погромы, в результате которых десятки людей получали травмы и ранения, главврач в нарушение закона о режиме ЧП попросту отключил работу станции, чтобы перейти на выгодную ему систему. В результате во время январских событий линия “103” в Кызылординской области не приняла около 4082 звонков от пострадавших! За эти действия Курмангалиев до сих пор не понес никакого наказания.
Разработчики программы подали жалобу в акимат Кызылординской области. На ее основании специально созданная комиссия, в которую вошли представители акимата и управления здравоохранения Кызылординской области, провела проверку работы СМП и зафиксировала все вышеуказанные нарушения, а также выявила новые. В их числе:
- Фальсификации с картами вызовов, в том числе приведшие к смерти пациентов до прибытия бригады СМП.
- Нарушение закона о государственных закупках в договоре за №75 от 28.06.2021.
- Грубое нарушение в части подписания актов выполненных работ договора за №75 от 28.06.2021 о внедрении системы российского происхождения.
- Отсутствие на рабочем месте диспетчерского состава СМП в ночь на 6 января 2022 года.
Также выяснилось, что ежегодно более 42% вызовов СМП Кызылординской области принимает с грубыми нарушениями.
Несмотря на эти вопиющие факты, областное управление здравоохранения всего лишь объявило Алмату Даденовичу… выговор. Разработчики с этим не смирились и подали в суд.
Первое судебное заседание состоялось в апреле. На нем стороны изложили свою позицию, однако следующее заседание уже было перенесено по непонятным причинам, о которых истца не уведомили. Затем судья зачем-то объединил дела о взыскании задолженности с руководства скорой и дело о необоснованной смене поставщика услуг в одно, хотя их должны были рассматривать отдельно.
Когда следующее заседание все же состоялось, оно длилось всего час. Не рассматривая представленные документы и доказательства, судья скоропалительно вынес решение без участия истца. Сложилось впечатление, что он сразу знал исход дела и не собирался вникать в подробности. Поскольку дело было завершено с грубым и очевидным нарушением процессуальных норм, истец подал апелляцию.
А пока СМП так и работает на неудобной с точки зрения эксплуатации, но выгодной для них системе. Больше всего страдают сотрудники, которым ежедневно приходится мучиться с “кривой” системой. Они даже написали открытое письмо-петицию на имя главврача с перечнем недостатков системы российского происхождения. В их числе затруднения с приемом вызовов, отсутствие интернет-соединения при выезде за город, невозможность правильно подсчитать использованные медикаменты и другие проблемы.
История продолжается. Но ее можно было бы избежать, если бы вместо манипуляций со статистикой, траты бюджетных денег и непринятия удобной и прозрачной отечественной программы, а также судебных разбирательств главврач Алмат Курмангалиев добивался финансирования на дополнительные бригады скорой, машины и специалистов. Чтобы решить внутренние проблемы, привести работу скорой помощи в соответствие с нынешними реалиями, а не скрывать ее недостатки.
Сергей САДЫКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Кызылорда
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Сведения, опубликованные 21 июля 2022 года в газете “Время” в статье “Экстренная служба на тормозах”:
“В Кызылординской области с сентября по декабрь 2021 года 22 человека скончались, не дождавшись приезда скорой помощи. Причиной стали многочисленные фальсификации в картах вызовов. Чтобы избежать штрафов, диспетчеры меняли категорию срочности или время приезда скорой, в то время как пациенты умирали у себя дома.
Новая система “Комек” сделала информацию о вызовах прозрачной и доступной. Это не понравилось руководителям скорой медицинской помощи Кызылординской области, и они предприняли попытку поменять программу на кыргызскую, а потом на российскую.
Только за полгода, с сентября по декабрь 2021 года, в Кызылординской области по этой причине 22 пациента скончались, не дождавшись приезда бригады.
Возможно, руководство СМП с самого начала волновали не пациенты, а “красивая”, исправленная статистика, с помощью которой, по приблизительным подсчетам, за три года они избежали штрафов от Фонда медицинского страхования на сумму более 50 миллионов тенге. Мешала только прозрачная система “Комек”, которая так некстати высвечивала манипуляции.
В связи с этим летом 2021 года руководство СМП Кызылординской области решило самовольно перейти с отечественного программного обеспечения на кыргызское. Попытка оказалась неудачной, поскольку система не соответствовала казахстанскому законодательству. Но в “заначке” у руководства еще осталась система российского происхождения, и оно повторно ее приобрело на бюджетные деньги.
После аудита было дано предписание расторгнуть договор и выплатить штраф.
Однако руководство скорой подало в суд и выиграло его, предоставив неверные сведения. Они заявили, что не могут отказаться от приобретенной системы российского происхождения якобы потому, что другой у них нет, а значит, работа встанет. Суд оставил за ними право ею пользоваться. Но скорая продолжала работать на “Комек” вплоть до начала января 2022 года, при этом полгода не платила поставщику услуг за ее обслуживание.
7 января, во время режима ЧП, главврач СМП Кызылординской области Алмат Курмангалиев принял решение перейти на систему российского происхождения. То есть в то время, как на территории области и в областном центре происходили поджоги, теракты, погромы, в результате которых десятки людей получали травмы и ранения, главврач в нарушение закона о режиме ЧП попросту отключил работу станции, чтобы перейти на выгодную ему систему. В результате во время январских событий линия “103” в Кызылординской области не приняла около 4082 звонков от пострадавших!
Несмотря на эти вопиющие факты, областное управление здравоохранения всего лишь объявило Алмату Даденовичу… выговор. Разработчики с этим не смирились и подали в суд.
А пока СМП так и работает на неудобной с точки зрения эксплуатации, но выгодной для них системе. Больше всего страдают сотрудники, которым ежедневно приходится мучиться с “кривой” системой. Они даже написали открытое письмо-петицию на имя главврача с перечнем недостатков системы российского происхождения. В их числе затруднения с приемом вызовов, отсутствие интернет-соединения при выезде за город, невозможность правильно подсчитать использованные медикаменты и другие проблемы.
История продолжается. Но ее можно было бы избежать, если бы вместо манипуляций со статистикой, траты бюджетных денег и непринятия удобной и прозрачной отечественной программы, а также судебных разбирательств главврач Алмат Курмангалиев добивался финансирования на дополнительные бригады скорой, машины и специалистов. Чтобы решить внутренние проблемы, привести работу скорой помощи в соответствие с нынешними реалиями, а не скрывать ее недостатки.” - не соответствуют действительности.