Работать полезнее без перерывов
В Таразе уже 10 лет реализуют проект “Надежда” по адаптации детей с психоневрологическими заболеваниями
Здесь ежегодно обучаются два десятка ребят, но руководство постоянно сталкивается с одной и той же проблемой: ограничение в финансировании вынуждает приостанавливать процесс на несколько месяцев, после чего приходится начинать все заново.
Проект “Надежда” стал настоящей отдушиной для родителей, чьим детям врачи поставили диагнозы аутизм, синдром Дауна, шизофрения, задержка психического развития, эпилепсия. На базе союза организаций, работающих с инвалидами Жамбылской области, “Асар” организован своего рода детский сад для особенных детей. А попасть сюда можно только по направлению городского отдела занятости и социальных программ.
Мы приехали, когда шел урок правописания. На первый взгляд, все как в обычной школе: ученики в форме - белый верх, темный низ. Каждый очень старательно выводит крючки и палочки в тетрадях. Увидев заместителя председателя “Асара” Айгерим ДАУЛЕТБАЕВУ, все как один обрадовались и наперегонки стали хвастаться хорошими отметками и новостями: кто-то вчера танцевал, кому-то купили обновки, кто-то красивый рисунок нарисовал!
Все это время ребята поглядывали на меня. Айгерим объяснила им, что я друг и тоже люблю их. Они сразу же расслабились, заулыбались, кто-то засмущался. Особенно мальчишки. Какие же они добрые, открытые, чистые! Некоторые из них даже захотели познакомиться поближе. Бакытжан КАБИРАЕВ с особой гордостью рассказал, как на мероприятии, посвященном Дню единства народа Казахстана, он пел и танцевал.
Раньше Бакытжана в центр привозила мама. Он никак не мог запомнить дорогу. Благодаря обучению парень сейчас приезжает на занятия сам с двумя пересадками. Его успехам особенно радуется преподаватель Галымжан ЖУМАБАЕВ.
- Наши воспитанники изучают алфавит, учатся читать, писать и считать. Недавно начали учить их ориентироваться в пространстве и во времени. Очень хорошие успехи в этом у Бакытжана, - отмечает Жумабаев.
К сожалению, не все такие самостоятельные. Добираться до центра многим помогает служба “Инватакси”, которой руководит Севара НУРМАТОВА. В службе шесть машин, которые ежедневно возят инвалидов в социальные, медицинские, образовательные учреждения, на юридические консультации, на вокзал и в аэропорт, а также на работу. В среднем каждая машина только с 8 до 10 утра перевозит до 25 человек. Естественно, это очень большая нагрузка, и машин катастрофически не хватает.
Проект “Надежда” необычен еще и тем, что адаптироваться в обществе ребятам помогают не медики и специалисты, а такие же инвалиды, как и они сами. Например, у Галымжана Жумабаева с детства церебральный паралич и эпилепсия. Но это не помешало ему получить диплом преподавателя арабского языка. Так как по специальности трудоустроиться не получалось, в 2006 году он пришел волонтером в молодежное общество инвалидов, где и работает по сей день.
В центре ребята очень дружные, поддерживают друг друга, переживают, если у кого-то плохое настроение. Каждый из них сейчас может приготовить себе салат, нарезать хлеб, налить чай, а после трапезы убрать за собой. И, по словам родителей, это уже огромный успех.
Готовить еду и печь сдобные лакомства учит воспитанников еще один преподаватель - Махаббат КОЧКАРБАЕВА. В молодежном обществе инвалидов она с 2000 года. Председатель союза организаций, работающих с инвалидами Жамбылской области, “Асар” Руслан ТУЛЕГЕНОВ помог ей получить образование.
- У меня с рождения ДЦП. Я всегда стеснялась этого. Боялась ездить на автобусе, появляться в обществе. Очень комплексовала. А здесь меня приняли как свою. Со временем ушли все страхи. Я рассказываю нашим детям свою историю и объясняю им, что если очень стараться, то можно не только побороть все страхи, но и добиться успехов, - говорит Махаббат.
А ее личным успехам позавидуют даже здоровые девушки. У нее два диплома! По первому образованию она преподаватель, по второму - специалист по пошиву одежды. Махаббат вышла замуж за здорового красавца по имени Георгий. Он IT-специалист. Вместе они воспитывают сына и дочь. А недавно получили долгожданную квартиру в новом микрорайоне!
Такие примеры мотивируют участников проекта. Иногда они сами просят своих наставников рассказать им свои истории. Все искренне верят, что и в их жизни тоже есть место для чуда.
- Мы хотим научить их совершать покупки, считать деньги. Во время обучения они делают это в игровой форме. Но хочется, чтобы они умели делать это по-настоящему. Поэтому, когда ребята набьют руку, попробуем увеличить объем продукции и предоставить ее на реализацию, - делится планами Айгерим Даулетбаева.
Но это только планы. Ведь даже сами авторы проекта не знают, как долго он будет существовать. Реализуется он за счет средств республиканского бюджета. А это значит, что каждый год команда сталкивается с проблемой финансирования. В лучшем случае деньги из республики поступают в марте. Получается, что с декабря дети вынуждены находиться дома.
- Очень трудно прощаться с ребятами в конце года. Многие из них плачут. Мы тоже по ним скучаем. Без общения дети все забывают и снова оказываются в том состоянии, в каком поступают к нам на начальном этапе. К счастью, за время существования проекта нам удалось адаптировать многих ребят. Некоторые из них сейчас работают с нами, у нескольких даже есть семьи, - рассказала координатор проекта “Надежда” Салтанат САДВАКАСОВА.
Она также является одним из авторов проекта. И о сложности принятия себя таким, какой ты есть, она знает не по наслышке. В 17 лет ей поставили страшный диагноз ревматоидный артрит. К 20 годам активистка, отличница и всеобщая любимица Салтанат была вынуждена передвигаться с помощью костылей. А училась она в Таразском педагогическом институте по специальности “психолог”. Но жизнь разделилась на до и после...
- Я сильно комплексовала, была на грани депрессии. Но нужно было заканчивать учебу, защищать диплом. Чтобы отвлечься от дурных мыслей, решила записаться на швейные курсы при молодежном обществе инвалидов. А попав туда, я решила сделать что-то для детей с ограниченными возможностями. Чтобы они с детства принимали себя такими, какие есть, и инвалидность не мешала качеству жизни. Так появилась “Надежда”, - делиться воспоминаниями Садвакасова.
Странно, что проект, который существует уже 10 лет, не реализуется на системной основе. Или хотя бы не стал многолетним. То есть пролонгация могла бы сделать процесс обучения непрерывным. Потому что за время зимних каникул участники проекта многое забывают и приходится учить их таким элементарным вещам, как умываться, чистить зубы, одеваться.
Складывается впечатление, что у местных исполнительных органов нет к этой проблеме ни малейшего интереса. Поэтому родители и авторы проекта просят Министерство труда и социальной защиты, а также правительство помочь и совместно рассмотреть пути выхода из сложившейся ситуации. Так как это дети с психоневрологическими заболеваниями, их не принимают ни в школы, ни развивающие центры. Раз дали им надежду, она не должна умирать.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото автора, Тараз