Любить и волонтёрить
Многие из нас, мирных горожан, продержавшись на адреналине самый тяжелый период, теперь сдулись. Нет сил и желания выходить из дома, болит все тело, накрывает апатия. Что делать? Как жить дальше? Где найти источник сил? Эти вопросы мы задаем профессиональному стрессологу Олессе КУУР.
- Это нормальная реакция организма, - рассказывает Олесся. - Когда нас отпускает стрессовая ситуация, исчезает прямая угроза жизни или безопасности, то наступает реакция. Вместо радости накатывают совсем иные эмоции. Главное, чтобы они нас не раскатали… Кажется, что жизнь раскололась на две половинки - до и после, что соединить их никак не получается. В этот момент очень важно понять: произошедшее - это уже часть прошлого, и его нельзя избегать или игнорировать. Оно есть. И надо восстановить непрерывность жизни, видеть будущее.
- Легко сказать… Что для этого нужно сделать? Постараться не думать о пережитом?
- Есть такое понятие, как травматическая память. Когда мы переживаем какие-то особенные эмоции, они фиксируются в определенном отделе мозга и хранятся там, пока мы их не переживем. Иногда при сильной травме срабатывает некая защита: человек либо вычеркивает события из жизни, либо решает для себя, что это неправда, либо избегает воспоминаний, чтобы больше не испытывать боль и страх. Такая позиция может привести к тому, что потребуется уже не просто помощь психолога, а серьезные медикаменты. В самых тяжелых случаях наша память начнет блокировать травмирующие воспоминания. Так что в первую очередь надо разрешить себе прогоревать, пережить боль. Прямо разрешить этот процесс и вернуть себе чувство контроля, в том числе с помощью информации.
- Информация сейчас стала особым травмирующим фактором. Мы буквально отравились ею после воздержания. Начались споры, баны и совсем не терапевтичное общение между вчерашними мирными знакомыми. Может, стоит самоизолироваться от информации?
- Этого делать точно не стоит. Мы социальные существа, и отсутствие общения, новостей воспринимаем как очень серьезный стресс, в чем убедились многие в эти дни. Я придерживаюсь той точки зрения, что в данной ситуации доверять и верить надо официальным источникам, как бы мы ни были к ним скептически настроены.
- Стоит ли вступать сейчас в полемику друг с другом, отстаивать свою точку зрения? Спасает это или травмирует?
- Это действительно сложное для общения время. Скажу по личному опыту: у меня ситуация очертила новый круг друзей. Кто-то из него вылетел, кто-то появился неожиданным образом и стал той самой важной для меня поддерживающей средой. Я не могу сказать, что нельзя высказывать свою точку зрения, но надо понимать, для чего ты это делаешь и помогает тебе это или нет. Сознательно вступать в противоборство и полемику, разжигая ненависть и страсти, однозначно не стоит. Если в режиме обсуждения, обмена мнениями - тогда другое дело. И то если вы чувствуете в этом потребность.
- Возвращаясь к проживанию горя, стресса, негативных эмоций. Для простого человека это прямо абракадабра психологическая. Что делать-то надо и как долго горевать?
- Сейчас многие с удивлением и стыдом замечают, что мы на улице смотрим друг на друга с подозрением, боимся всего, многие на ночь кладут рядом какое-то орудие самообороны, чтобы чувствовать себя в безопасности. Прожить эмоции - это в первую очередь разрешить себе их прочувствовать. Сказать себе, что имеешь право на страх, боль, ощущение уязвимости, недоверия к людям. В этих эмоциях нет ничего хорошего, но и нет плохого. Очень полезно в такой ситуации проговорить или написать о переживаемых чувствах.
- Одни считают, что практика проговаривания историй стресса по новой травмирует психику. Другие уверены, что только так можно оставить воспоминания в прошлом. Кто прав?
- Выбирайте то, что вам комфортно. Это самое важное условие. Например, если вы рассказываете: “Я стоял у окна, видел этот ужас и не мог отвести взгляд” - и слышите в ответ: “Ну и зачем это делал?”, то такие беседы не помогут. Лечит, когда ваши эмоции не поправляют, не принижают, а СОпереживают вам. Должна быть поддержка. Если есть такая среда, окружение, то можно выговариваться. Если так случилось, что такого окружения нет, можно воспользоваться специальными группами, психологами, чатами. Если и тут пазл не складывается, то можно сесть и записать свои воспоминания, переживания. Доверить все бумаге.
- Есть вероятность, что пережитый стресс вернется? Может быть, весной нас всех ждет обострение?
- К тем, у кого уже были состояния, сопряженные с потерей чувства безопасности, с уязвимостью, недоверием, пережитый стресс может возвращаться в течение двух лет. У остальных есть шанс довольно быстро вернуться к привычному ритму жизни. Если впереди появляется надежда и нет новых триггеров, дающих ощущение уязвимости, восстановление происходит очень быстро. Ну и скажу банальные вещи: сон, нормальное питание, физические нагрузки - все это помогает вернуться в привычный режим.
- Есть еще волшебные способы быстрого восстановления психики?
- Есть. Это так называемая поддерживающая среда. То есть та, где вас любят, ценят вашу помощь. Вообще, сознание, ощущение того, что ты любим или кому-то нужен, - это волшебная палочка, которая спасает в любых ситуациях. Если некого любить или некому - найдите того, кому нужна помощь. Как ни странно, человек, участвуя в волонтерских проектах, проводит настоящую терапию в первую очередь для себя. Так же, как психолог идет в психологию, чтобы разобраться со своими проблемами. Поэтому в качестве терапии рекомендую: станьте волонтером, примите участие в восстановлении города, делайте что-то для других людей. Опять же, сотрудничая с волонтерскими группами, вы будете иметь и дружественную среду, и полную информационную картину. К тому же увидите реальные изменения, а значит, быстрее появятся надежда и чувство защищенности.
- Со взрослыми понятно. А как понять, что у ребенка есть травма?
- У детей психологическая травма случается чаще, чем у взрослых. И лучший способ восстановления для детей - это спокойный взрослый или группа взрослых. Я думаю, надо не бояться рассказывать детям о том, что происходило. Если информацию преподносить детям спокойно, не транслируя страх, то у них паники не будет. А вот недостаток информации у них точно так же является стрессом.
- Что служит сигналом для обращения к специалисту, например к психиатру?
- Непережитый стресс дает о себе знать на уровне физиологии. Первое и самое яркое проявление - мышечные зажимы: воротниковая зона, плечи, лицо, как следствие, головные боли. Если с этим ничего не делать, то стресс начинает опускаться ниже и переходит на желудочно-кишечный тракт (ЖКТ). Поэтому когда вы чувствуете, что лицо напряжено, брови сведены, есть мышечные зажимы и длится это уже более двух недель, значит, пора обратиться за профессиональной помощью. Есть целый ряд медикаментов, и не только антидепрессантов, которые мягко помогают организму войти в норму. Если упустить момент, то посетить придется не только психиатра, но и гастроэнтеролога. Кстати, после ЖКТ стресс ударяет по сердечно-сосудистой системе.
- Сколько же дать себе погоревать, поболеть душой?
- Острый стресс обычно проходит за два дня. Если этого не произошло, то дуга стресса запускается на две недели. Если через две недели вы понимаете, что не смогли справиться со своим эмоциональным фоном, не смогли обрести надежду и вернуться к нормальной жизни, то стоит обратиться к специалистам. В этом нет ничего страшного.
Кстати
Бесплатная горячая линия психологической помощи “1414”
Союз психологов Казахстана готов оказать бесплатные консультации по следующим телефонам:
Гульзат Асанова +7 775 253 2883;
Людмила Куликова +7 701 231 3663;
Айгуль Рахметова +7 775 215 6829;
Маргарита Махмудова +7 702 618 9218;
Салтанат Асанова +7 771 796 6755;
Надежда Зубова +7 701 524 2096;
Ольга Яковенко +7 701 302 1751;
Екатерина Юльчиева +7 701 737 9471;
Гульмира Кульбашева +7 701 784 9222;
Жанат Атаева +7 705 319 1874.
Психолог Анна Кудиярова создала бесплатную психотерапевтическую группу для казахстанцев по понедельникам, средам и пятницам с 9.30 до 10.30 по времени Алматы.
Регистрация по телефону +7 707 101 66 75.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы