1969

Дай бог, последний

В Казахстан пришёл омикрон: к чему готовиться?

Дай бог, последний

На фоне происходящих в стране событий мы чуть ли не впервые за последние два года напрочь забыли о коронавирусе - не до него. Но вспомнить пришлось: в республике уже циркулирует штамм омикрон. Об этом Минздрав заявил 6 января. По большому счету, это даже не новость - штамм зафиксирован в 126 странах, мы столько раз про него слышали, что уже успели к нему привыкнуть, а теперь будем учиться с ним жить.

Первое (это, уверена, все уже усвоили): омикрон заразнее дельта-штамма. Коэффициент его распространенности по сравнению с предшественником - 1:5. У него короче инкубационный период, и он “убегает” от распознавания антителами, но вакцинированные, хотя и могут заразиться, но в большинстве случаев переболеют в легкой форме. Что до симптомов, то называют разные, зависят они от возраста, состояния здоровья человека и его иммунного статуса. Обычно они похожи на простудные: слабость, повышение температуры, кашель. В Казахстане распространение нового ковида только началось.

10 января в стране зарегистрировано 2216 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией, 8 января - 1945. Большинство - 1319 - в Нур-Султане. С 5 по 10 января уровень заболеваемости в столице увеличился в 5,5 раза. Столица первой перешла в “красную” зону. Но она же была одним из немногих регионов, не пострадавших в результате трагических событий начала января. Последнее объясняет и нынешний расклад, и относительно плавный рост числа заболевших в начале недели. Как только другие попавшие в замес регионы (и в особенности Алматы) более-менее придут в себя и там начнут работать лаборатории, они догонят, а Алматы, боюсь, быстро перегонит Нур-Султан.

Межведомственная комиссия дает поручение усилить работу фильтр-кабинетов и активизировать - call-центров, обеспечить оснащенность мобильных бригад и подготовить их резерв и т. д. Минздрав традиционно дает два сценария развития эпидситуации: оптимистичный - 13 000 заболевших в сутки, и пессимистичный - 22 500. Для сравнения: 28 декабря 2020 года в момент затишья были выявлены 440 пациентов, заболевших ковидом, 4 сентября (в пиковый период заболеваемости в минувшем году) - 4830 случаев.

Но цифры из прогнозов Минздрава уже не кажутся чем-то из ряда вон - мы столько всего пережили в начале января, эмоционально выгорели и устали, что не очень-то страшно. Пуганые. Тем более омикрон называли живой вакциной от ковида, прочили его в спасители человечества, после которого пандемия наконец закончится, и всякий раз говорили, что он протекает легче коварной дельты.

Сейчас же, когда он захватил большинство европейских стран и США, тон заявлений поменялся. В понедельник в ВОЗ сделали заявление, что ситуация с коронавирусом будет оставаться тяжелой на протяжении трех месяцев. В странах вводят жесткие ограничения для непривитых и транслируют невероятные до сих пор данные о количестве заразившихся. Призывают не только вакцинироваться, но и ревакцинироваться - бустерная доза, это доказано, дает более надежную защиту.

Почему риторика поменялась? Заразившихся в тех странах, куда омикрон пришел раньше, огромное количество. Никто не может гарантировать (прогнозы на данный момент разные), что новый штамм не приведет к серьезным жертвам. Больше заболевших - больше тех, кто перенесет вирус в тяжелой форме. Все это вновь может привести к возможному коллапсу системы здравоохранения.

Молекулярный биолог и вирусолог Асель МУСАБЕКОВА считает, что и для Казахстана функционирование системы здравоохранения - один из главных вопросов, возникающих в связи с новостями о распространении омикрона.

- Необходимо составить план действий, который поможет избежать риска чрезмерной перегрузки системы здравоохранения, - рассуждает наша собеседница. - Никто сейчас не сможет сказать, сколько именно заболевших будет в Казахстане в ближайшее время, но, учитывая высокую заразность омикрона, мы должны быть готовы к тому, что переболеют очень многие. Поэтому важно фокусироваться на количестве тяжелых больных, нуждающихся в госпитализации, а не на количестве заболевших. Определить четкие и понятные критерии, при которых пациенты с положительным ПЦР-тестом будут нуждаться в стационарном лечении. Обнародовать их максимально широко, чтобы и медики, и население знали, когда можно лечиться дома, а когда лучше вызвать “скорую”. Это снимет нервозность, позволит избежать перегрузки стационаров и системы здравоохранения в целом.

- Какие пациенты тяжело переносят омикрон?

- Тяжело он протекает в основном у непривитых или у тех, кто получил две дозы вакцины, но при этом имеют тяжелые сопутствующие заболевания. У многих казахстанцев, входящих в группы риска, есть медотвод, зачастую ложный - и это проблема. Люди в силу разных причин (кто-то боится вакцинироваться сам, кого-то из-за недостаточной осведомленности опасаются вакцинировать медики) не получают жизненно необходимую им защиту. В ситуации стремительного распространения коронавируса они окажутся под ударом. Нужно точечно работать именно с невакцинированными: убеждать, снимать медотводы. Это первая причина, из-за которой я бы не стала недооценивать омикрон. Вторая - нагрузка на систему здравоохранения, о которой мы говорили. Если все силы будут брошены на лечение ковида, могут пострадать пациенты, нуждающиеся в экстренной и особенно плановой медицинской помощи. Казахстан переживал подобное, не хочется повторять.

- Как вы считаете, нужно ли вводить дополнительные ограничительные меры?

- Информирование населения, четкие и грамотные коммуникации с людьми будут гораздо эффективнее любых ограничительных мер, я уверена в этом. Вы видите, что во многих странах Европы, несмотря на различные барьеры, омикрон распространяется очень быстро. Сейчас ставку там делают именно на вакцинацию и ревакцинацию граждан. Запрещают вход в общественные места для невакцинированных, даже ПЦР-тест уже не основание считать, что вы не больны - за день-два можно заразиться. А закрывать магазины, кафе и кинотеатры, сокращать работу общественного транспорта - значит, усугубить положение бизнеса, который и без того переживает тяжелые времена. Но, конечно, нужно носить маски, избегать скопления людей и ограничивать контакты.

К настоящему времени в стране хотя бы одну дозу вакцины получили чуть более 9 миллионов человек. Это менее половины населения Казахстана. В последние две недели иммунизация по понятным причинам практически остановилась. Хорошо, если дотянем до 10 миллионов вакцинированных хотя бы к февралю, хотя Минздрав обещал сделать это сначала к концу сентября, а потом к концу года. Про ревакцинацию молчу, здесь совсем туго.

Плюс дети, которые в подавляющем большинстве вакцину не получали. В сентябре, когда открылись школы и как раз набирал обороты дельта-штамм, многие эксперты предрекали резкий скачок заболеваемости. Говорили, что вскоре детей снова переведут на онлайн-обучение. Тогда пронесло. А сейчас? Асель Мусабекова считает, что многие дети заразятся и переболеют. Большинство, конечно, в легкой форме, но будут и случаи тяжелого течения заболевания, это неизбежно. Помимо учеников в школах есть учителя. Болеющий педагог вынужденно останется на карантине. Если такие случаи станут массовыми, придется искать решение.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть